Offshore Marintec Russia начала работу в Санкт-Петербурге
2 октября в Санкт-Петербурге начала свою работу выставка и конференция Offshore Marintec Russia (OMR). Выставка проходила в третий раз и вновь привлекла внимание интересующихся освоением российских акваторий и развитием морской, транспортной и энергетической инфраструктуры континентального шельфа.
Главной темой пленарного заседания конференции стал Севморпуть как основа комплексного развития Арктической зоны. В этом OMR-2018 мало чем отличается от других крупных отраслевых мероприятий этого года, например, Петербургского экономического форума.
В Арктической зоне сосредоточена колоссальная ресурсная база, напомнил в ходе своего выступления Денис Храмов. По данным Минприроды, уже разведанные запасы включают в себя 55 трлн кубометров природного газа, 7,3 млрд тонн нефти и 2,7 млрд тонн газового конденсата. Помимо этого, есть залежи угля, меди, никеля и редкоземельных металлов.
Однако всё это богатство нужно не только добыть, но и перевезти. Для этого потребуется взрывной рост перевозок по Северному морскому пути. Ораторы неоднократно обращались к поручению президента России Владимира Путина довести к 2024 году перевозки по Севморпути до 80 млн тонн. По данным вице-президента по энергетике, локализации и инновациям НК «Роснефть» Андрея Шишкина, во времена СССР максимум был достигнут в 1987 году и составил 6,6 млн тонн.
Такой объём перевозок предназначался в основном для Норильского промышленного района, отметил многолетний руководитель «Атомфлота», ныне замгендиректора – директор дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша. Для достижения объёма перевозок в 80 млн тонн к 2024 году одних СПГ-проектов «Новатэка» и нефти «Газпромнефти» с Новопортовского месторождения, которые делают сейчас основной трафик по Севморпути, будет недостаточно. Потребуется обязательное развитие добычи и перевозки угля с Таймыра, уверен Вячеслав Рукша.
Логично, что для перевозки таких объёмов потребуются и новые ледоколы. Сдачу головного ЛК-60 «Арктика» атомщики ожидают в декабре 2019 года (с отставанием от графика на два года). Для обеспечения бесперебойного судоходства по Севморпути второй и третий ледоколы этого проекта должны быть сданы до 2022 года. До 2025 года, как следует из презентации Рукши, Росатому потребуются четыре ледокола на СПГ мощностью по 40 МВт (ЛК-40) и два дополнительных ЛК-60.
Для восточного сектора Севморпути нужен ледокол «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт. Росатом рассчитывает на серию из трёх «Лидеров» и просит нового партнёра – нефтяную компанию «Роснефть», курирующую дальневосточную судоверфь «Звезда», – не затягивать со сроком сдачи головного ЛК-120 и даже работать с опережением. По словам Рукши, поручение о запуске строительства ледоколов «Лидер» уже подготовлено. ССК «Звезда», делает всё даже быстрее намеченных сроков, ответил Андрей Шишкин.
Ледокол «Лидер» стал одним из ключевых экспонатов выставки OMR-2018. Макет новейшей российской разработки красовался на стенде победившего в состязании за место постройки Балтийский завод дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда».
Что касается других судостроителей, то, помимо «Звезды», свои стенды на выставке развернули входящее в ОСК ПО «Севмаш» и независимый Невский судостроительно-судоремонтный завод. Они также готовы предложить свои услуги для освоения Арктики.
Выставка Offshore Marintec Russia – 2018 продолжит свою работу до 5 октября.