Заседание Рабочей группы Арктического совета по защите арктической морской среды проходит во Владивостоке
На площадке Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского 2 октября 2018 года началось заседание Рабочей группы Арктического совета по Программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ). На открытии заседания с приветственным словом выступили заместитель руководителя ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Виталий Клюев и и.о. ректора ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» Сергей Огай. Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.
В работе сессии участвуют делегации государств-членов Арктического совета (Российской Федерации, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США) и наблюдатели от государств-не членов Арктического совета (Польши, Франции, Республики Кореи, Китая, Японии) и неправительственных организаций.
В состав российской делегации включены представители Федерального агентства морского и речного транспорта и его подведомственных организаций: ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», ФГБУ «Морспасслужба», ФГБУ «АМП Балтийского моря», ФГБУ «АМП Западной Арктики», ФГУП «Росморпорт», а также ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского».
На заседании, среди других, рассматриваются вопросы, касающиеся развития судоходства, в частности выполнения рекомендаций Доклада о судоходстве в Арктике (AMSA), а также предотвращение загрязнения мусором с судов, снижение подводного шума и вопросы сокращения содержания серы в судовом топливе.
Одним из актуальных пунктов повестки дня заседания в части, касающейся судоходства, станет обсуждение задачи снижения риска использования тяжелых сортов топлива в арктических водах. Рядом государств-членов и неправительственных природоохранных организаций поднят вопрос о необходимости введения запрета использования такого топлива, принимая во внимание чувствительную и хрупкую окружающую среды в Арктическом регионе.
В ходе заседания планируется принять решение о совместном представлении в ИМО документа государств-членов Арктического совета с предложением о включении в повестку дня Комитета по защите морской среды (КЗМС) новой темы по поправкам к Конвенции МАРПОЛ с целью одобрения использования концепции региональных договоренностей по приемным портовым сооружениям в Арктическом регионе.
Заседания Рабочей группы ПАМЕ продолжатся до 4 октября.
В 1989 году арктические государства начали «процесс Рованиеми», приведший в 1991 году. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики.
В ходе реализации стратегии стала очевидной необходимость более тесного сотрудничества арктических государств, в первую очередь, в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, что и было реализовано 19 сентября 1996 года в Оттаве путём создания межправительственного форума «высокого уровня» — Арктического совета (АС). Его учредителями выступили восемь арктических государств: Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция. Нескольким организациям, представляющим интересы коренных народов Севера, в АС предоставлен статус «постоянного участника», некоторым неарктическим государствам предоставлен статус «постоянного наблюдателя», а целый ряд межправительственных и неправительственных организаций наделены статусом «наблюдателя».
За более чем двадцать лет своего существования Арктический совет стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.
Мандат Рабочей группы Арктического совета по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment, ПАМЕ) заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики.
В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности.