Китай: энергобаланс и источники поставок
По словам выступившего на конференции ONS-2018 бывшего главы CNOOC и Sinopec Фу Чэнью, происходящая в настоящее время энергетическая трансформация Китая обусловлена экологическими проблемами. В перспективе до 2030 г. доля угля в топливно-энергетическом балансе КНР может сократиться с современных 60% до 47%. Тогда как возобновляемые источники энергии вырастут в китайском ТЭБ до 20% (14% в 2017 г). Что касается нефтегазовых ресурсов, доля природного газа удвоится до 15%, а потребление нефти сохранится на стабильном уровне
Согласно статистике BP, Китай в течение последних семнадцати лет подряд является крупнейшим растущим энергетическим рынком. Так, в 2017 г. рост потребления энергии в стране составил 3,1%, что в три раза превышает средний показатель за предшествующие пару лет. Этот новый импульс энергопотреблению придало развитие энергоемких секторов китайской экономики, в частности, сталелитейной промышленности. Однако в перспективе последних десяти лет показатель роста потребления энергетических ресурсов в КНР остается все еще на низком уровне. Да, прирост есть, но он не такой значительный как в предшествующий исторический период. Отметим, что за последние годы в Китае произошел настоящий прорыв в области возобновляемой энергетики. Только в прошлом году, по данным BP, в КНР было установлено 50 ГВт мощностей солнечной энергетики.
Тем не менее, Китай остается главным рынком для импорта нефти ключевых стран-экспортеров. Поставки в КНР играют большую роль в торговых потоках на Ближнем Востоке и Африке, несмотря на растущую геополитическую нестабильность. По информации выступившей в ходе ONS-2018 Флоранс Эйд-Окден, генерального директора и главного экономиста Arabia Monitor, рост торговли между Китаем и арабскими странами до периода падения цен на нефть в 2014-2016 гг. составлял 18,6%, далее торговые отношения стабилизировались и демонстрируют впечатляющую устойчивость, несмотря на геополитическую напряженность в регионе Ближнего Востока. В свете возобновления санкций в отношении Ирана, Саудовская Аравия может стать главным бенефициаром в случае сокращения поставок иранской нефти. Китай вряд ли пойдет на развитие сотрудничества с Иранской исламской республикой в случае разворачивания негативного сценария в отношении этой страны. По словам Эйд-Огден, КНР изменилась за последние годы: страна во все большей степени интегрируется в мировую экономику. Кроме того, эксперт видит особые возможности в развитии сотрудничества Китая и Саудовской Аравии в области нефтехимии.
Хелима Крофт, управляющий директор и глава глобального бизнеса на сырьевых рынках RBC Capital Markets, также выступившая на ONS-2018, прогнозирует хаос на мировом нефтяном рынке после исчезновения с него к концу года порядка 1 млн баррелей в сутки иранской нефти. В то время как венесуэльская нефтедобыча продолжает рушиться. Помимо проблем в Ливии и Нигерии, эксперт отмечает нестабильную ситуацию в Ираке, где недавно прошли народные выступления вблизи от разрабатываемых месторождений. «Иракцы не видят для себя выгод от добычи нефти в стране. Это является здесь главной проблемой», — считает Крофт. Кроме того, конфликт в Йемене является одним из самых опасных для мирового нефтяного рынка и стабильности международной торговли. Недавние атаки хуситов на танкеры вызвали временную приостановку экспорта нефти Саудовской Аравии, а также угрожают безопасности в Суэцком канале.
KAPSARC в августе выпустила новое исследование, посвященное сотрудничеству Китая и Саудовской Аравии до 2030 г. Энергетической трансформации в этом исследовании уделено особое внимание. Саудовская Аравия планирует в этот период установить в стране 200 ГВт мощности возобновляемой энергетики. Кроме того, страны собираются развивать сотрудничество в области нефтехимии. Как установило исследование KAPSARC, у обоих государств схожие цели как в области электроэнергетики, так и в налаживании производства широкого спектра нефтехимических продуктов. Торговля нефтью, давно и крепко связавшая две страны, станет основой для сотрудничества в этих двух новых областях, где Саудовской Аравии есть что позаимствовать у Китая, заинтересованного в стабильных поставках нефти из этого ближневосточного государства.