«Атомфлот» может забрать ледоколы у «Росморпорта»
Как стало известно “Ъ”, в рамках передачи хозяйствующих функций оператора Северного морского пути (СМП) «Росатому» подведомственный госкорпорации «Атомфлот» рассчитывает получить дизельные ледоколы ФГУП «Росморпорт» «Адмирал Макаров» и «Красин». Источники “Ъ” разошлись в оценке идеи: одни замечают, что дизельные ледоколы нужны не только на СМП, другие говорят, что эти суда помогут «Атомфлоту» до ввода флота новых атомных ледоколов. Эксперты согласны, что в общей системе управления СМП логично координировать усилия, но полагают, что почти выработавшие ресурс ледоколы можно передать «Атомфлоту» в доверительное управление.
Как рассказали “Ъ” источники в отрасли, входящее в «Росатом» ФГУП «Атомфлот» рассматривает возможность в рамках получения функций оператора Севморпути забрать два дизельных ледокола у ФГУП «Росморпорт» Росморречфлота — «Адмирал Макаров» и «Красин». Законопроект, наделяющий «Росатом» функциями по управлению госимуществом на СМП, в частности инфраструктурой портов, правительство одобрило в четверг (подробнее о разделении функций Минтранса и «Росатома» см. «Ъ-Онлайн» от 26 июня). По приказу Минтранса 2017 года инфраструктура морского порта — береговые сооружения, доки, подъездные пути, склады, навигационное оборудование, ледоколы, буксиры и суда портового флота. По данным “Ъ”, поправки внесут в Госдуму в эту сессию сразу во второе чтение. В Минтрансе отказались от комментариев, в Росморречфлоте запрос “Ъ” перенаправили в «Росморпорт».
Как пояснил “Ъ” глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша, для обеспечения активности в Чаун-Билибинском регионе (Чукотка) судоходства до Певека «Адмирал Макаров» и «Красин» должны быть переданы на баланс «Атомфлота» как элемент портовой инфраструктуры. Это позволит отвечать за восточный сектор Арктики, поясняет топ-менеджер. По его словам, через 5–7 лет эти ледоколы будут списаны, но 3–5 лет они могут выполнять вспомогательные функции в летне-осеннюю навигацию.
Другой источник “Ъ” в отрасли отмечает, что при передаче атомных ледоколов «Росатому» ставилась задача сделать их прибыльными и за десять лет госкорпорация доказала свою эффективность. Сейчас три ЛК-60 строятся за бюджетные деньги на Балтзаводе, в планах закладка в 2019 году еще двух (50% их стоимости в 94 млрд руб. вложит «Росатом»), еще четыре ледокола на СПГ по 40 МВт госкорпорация планирует строить также не за средства бюджета, добавляет он. С учетом активного развития арктических проектов, роста грузовой базы и возраста ледоколов «Атомфлоту» необходимы дополнительные ресурсы, а на работу «Росморпорта» передача двух ледоколов вряд ли повлияет негативно, заключает источник “Ъ”.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что «Адмирал Макаров» и «Красин» ледового класса Icebreaker8 традиционно работают на Дальнем Востоке и на восточном крыле СМП (впрочем, в прошлую навигацию «Адмирал Макаров» работал и на западном крыле). Суда входят в общую систему управления ледоколами на СМП, и, если «Атомфлоту» вменяется ответственность за инфраструктуру СМП с запуском восточного маршрута, логична общая координация всех линейных ледоколов классов Icebreaker9 и Icebreaker8, рассуждает господин Григорьев. Но эксперт не уверен в целесообразности передачи судов на баланс «Атомфлота» с учетом их остаточного ресурса. Возможно, было бы правильнее доверительное управление до завершения формирования группировки атомных ледоколов.