Ледоколы и арктические танкеры станут драйверами судостроительной отрасли
Минпромторг подготовил проект стратегии судостроения до 2035 года. В нем три варианта развития: от консервативного с падением производства к 2025 году на 10%, до 370 млрд руб., и ростом в 2035 году на 34%, до 553 млрд руб., до крайне оптимистичного целевого — удвоение к 2025 году до 823 млрд руб. с выходом на 1,4 трлн руб. в 2035 году. Эксперты считают наиболее реальным промежуточный вариант — 616 млрд руб. в 2025 году и 937 млрд руб. в 2035 году. Основным драйвером должны стать дорогостоящие ледоколы и арктические танкеры
Опубликован проект государственной стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Как пояснили в Минпромторге, документ разработан совместно с ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и НИУ «Высшая школа экономики» и направлен на согласование в заинтересованные ведомства и организации. В рамках проекта к перспективным заказам в отрасли относятся транспортный и рыбопромысловый флот, морская техника для работы на континентальном шельфе, паромы, буксиры, суда-спасатели, принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса — балкеры, танкеры и газовозы, а также научно-исследовательские суда.
При этом экспортный потенциал гражданского судостроения Минпромторг оценивает достаточно сдержанно. В документе отмечается, что основная часть внешних поставок (танкеры «река-море» и вспомогательный флот) сейчас приходится на Азербайджан, Казахстан и Туркмению, а также судовладельцев, работающих в том же Каспийском бассейне. Но, признают авторы документа, этот рынок ограничен и будет падать. Текущий экспорт «носит скорее спонтанный, чем системный характер» и обусловлен в первую очередь загруженностью верфей АТР более выгодными заказами, а также удаленностью и обособленностью рынка.
Промежуточный «инновационный» сценарий предполагает рост производства к 2025 году на 49%, до 616 млрд руб., а к 2035 году — на 127%, до 937 млрд руб. По этой версии прогноза, внутренний спрос на гражданскую продукцию судостроения будет увеличиваться на фоне роста экономики и умеренной господдержки отрасли, вырастет доля закупок военной продукции в расходах бюджетной системы, в 2020–2022 годах ожидается завершение строительства основных серий кораблей, заложенных до 2018 года, а также начало закупок головных и серийных образцов военно-морской техники после 2020 года. Сценарий опирается на цены на нефть около $60 за баррель, средний рост ВВП 2018–2035 годов в 2% в год, инфляцию в 4% и курс доллара к 2035 году на уровне 85,4 руб.
Целевой, или форсированный, сценарий основан на высоком уровне господдержки и спросе. Он предполагает рост производства к 2025 году сразу вдвое, до 823 млрд руб., а в 2035 году — в 3,5 раза, до 1,4 трлн руб. При этом заложены создание новых и модернизация действующих мощностей, рост производительности труда, увеличение экспортных поставок, а также удовлетворение спроса российских заказчиков на суда и морскую технику предприятиями РФ. В кораблестроении — после 2020 года начало закупок головных и серийных перспективных образцов военно-морской техники, в том числе крупных надводных кораблей дальней морской и океанской зоны действия, а также рост поставок в рамках ВТС. Цены на нефть в рамках этого сценария заложены в $75 за баррель, средний рост ВВП — 3,4%, инфляция — 4%, курс доллара к 2035 году — 77,2 руб.
Оба последних сценария не кажутся экспертам реалистичными. Надежда Малышева из PortNews сомневается, что до 2025 года можно ожидать падения производства в судостроении. В любом случае, уверена она, протекционистские меры будут приняты: поправки в Кодекс торгового мореплавания, дающие приоритетный доступ новым судам, построенным в РФ после 2019 года, для перевозки в Арктике нефти, газа и угля уже обсуждаются. Эта мера будет принята, полагает госпожа Малышева, хотя, возможно, и с послаблениями. По ее мнению, самым реальным выглядит промежуточный «инновационный» сценарий, достичь показателей которого реально в первую очередь в рамках проектов, связанных с Арктикой,— строительством ледоколов, газовозов и других судов высокой стоимости.