«Сахалин-2»: продолжение следует
В начале этого года «Газпром» получил положительное заключение Госэкспертизы на строительство третьей очереди завода СПГ, действующего в рамках проекта «Сахалин-2». Это решение открывает новые перспективы перед первым в России проектом, реализуемым на условиях соглашения о разделе продукции.
«Сахалин-2» был пионером во многих отношениях: здесь впервые в российской истории началась полномасштабная разработка шельфовых месторождений, построен первый в стране завод СПГ, впервые начались поставки российского сжиженного газа за рубеж.
О востребованности продукции «Сахалина-2» можно судить по динамике экспорта СПГ, который за первые два месяца 2018 года вырос в 2,5 раза.
Третья очередь завода должна увеличить мощности предприятия с 9,6 до 15 млн т в год. Это еще более укрепит позиции России на перспективнейшем рынке АТР. «Сахалин-2» предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-востоке сахалинского шельфа (совокупные извлекаемые запасы — 176 млн т нефти и конденсата и более 600 млрд м3 газа).
История проекта ведет отсчет с 1994 года, когда несколько зарубежных компаний во главе с Royal Dutch Shell учредили консорциум Sakhalin Energy, а российское правительство подписало с ним первое в истории страны соглашение о разделе продукции. Пожалуй, это было единственно правильным решением, поскольку Россия на тот момент не имела ни средств, ни технологий для освоения углеводородных богатств дальневосточного шельфа. «Сахалин-2» стал крупнейшим в мире комплексным проектом разработки нефтегазовых месторождений, причем начал осуществляться исключительно на зарубежные деньги.
В 1996 году стартовал первый этап проекта, предполагавший разработку нефтяных залежей Астохского участка Пильтун-Астохского месторождения. В 1998 году на участке была установлена первая на российском шельфе нефтедобывающая платформа «Моликпак», а летом следующего года с нее добыли первую нефть.
В 2003 году был дан старт второму этапу, направленному на комплексное освоение обоих месторождений для обеспечения круглогодичной добычи нефти и газа. Летом 2006 и 2007 годов на промыслах были установлены платформы «Лунская-А» (она стала первой в России морской газодобывающей платформой ледового класса) и «Пильтун-Астохская-Б». Все три платформы соединялись подводными трубопроводами с объединенным береговым технологическим комплексом.
Сахалинский прорыв
В 2007 году контроль над проектом получил «Газпром», выкупивший у акционеров 50% плюс одну акцию консорциума. Другими участниками проекта остались: Shell — 27,5% минус 1 акция, Mitsui — 12,5% и Mitsubishi — 10%. Приход влиятельного акционера придал «Сахалину-2» новый импульс. В следующем году компания Sakhalin Energy подписала с группой зарубежных банков соглашение о предоставлении кредитов на общую сумму $6,7 млрд (сделка стала крупнейшей в истории России в рамках проектного финансирования).
В том же 2008-м акционеры завершили строительство Транссахалинской трубопроводной системы, связавшей месторождения с производственным комплексом «Пригородное» на юг острова. В декабре начались круглогодичные поставки нефти в страны АТР.
Еще более важная веха в истории «Сахалина-2» датирована началом 2009 года. В январе с платформы «Лунская-А» началась добыча газа, а в феврале в «Пригородном» был запущен первый в стране завод по производству СПГ — две технологические линии мощностью по 4,8 млн т в год. Для сжижения газа была использована технология двойного смешанного хладагента, разработанная Shell специально для условий холодных сахалинских зим.
Основным покупателем продукции завода стала Япония. Уже в следующем году предприятие вышло на полную проектную мощность 9,6 млн т в год, а в августе 2012-го с комплекса в Пригородном была отгружена 500-я партия сахалинского СПГ.
К марту 2012 года консорциум возместил понесенные затраты на реализацию проекта и начал предусмотренный соглашением раздел продукции с Российской Федерацией. Общая сумма возмещенных затрат, включая капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу, составила $24,5 млрд. С 2011 года, на несколько месяцев раньше запланированного срока, началась подача природного газа в систему «Газпрома» в счет уплаты роялти российской стороне. Газ поступает в магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток, а также используется для газификации самого острова: в 2011—2016 годах на Южно-Сахалинскую ТЭЦ-1 и другие объекты инфраструктуры Сахалина было поставлено около 2,8 млрд м3 природного газа. Всего к сентябрю прошлого года с момента начала поставок российской стороне передано более 7 млрд м3 голубого топлива.
Спрос растет
В последующие годы «Сахалин-2» добился целого ряда производственных достижений. В январе 2014 года в рамках проекта был установлен суточный рекорд добычи газа — 59,1 млн м3. В 2015 году на Пильтунском участке была пробурена с морской платформы самая протяженная на сахалинском шельфе нефтедобывающая скважина. Ее длина составила около 8 тыс. м, а среднесуточный объем добычи превысил 1 тыс. т. Как отмечал директор по производству Sakhalin Energy Оле Мыклестад на сентябрьской конференции «Нефть и газ Сахалина 2017», на протяжении нескольких лет три морские нефтегазовые платформы компании стабильно добывают в среднем около 16 тыс. т нефти и конденсата и 50 млн м3 природного и попутного газа в сутки. Работы в сейсмически активном регионе ведутся при строгом соблюдении норм безопасности.
Еще в 2014 году компания Sakhalin Energy вывела на мировой рынок легкую малосернистую нефть сорта Sakhalin Blend. Доставка сырья покупателям производится специализированными нефтеналивными танкерами Governor Farkhutdinov, Sakhalin Island и Zaliv Aniva, зафрахтованными у «Совкомфлота» на длительный срок. Танкеры оборудованы носовым погрузочным устройством и имеют ледовый класс 1С, что позволяет им осуществлять круглогодичную безопасную транспортировку сахалинских углеводородов.
В 2016 году с проекта было отгружено 5,48 млн т нефти. Основные покупатели — Япония, Южная Корея и Китай. В 2017 году, по словам Оле Мыклестада, до рекордных показателей вырос объем закупок нефти Sakhalin Blend китайскими нефтеперерабатывающими заводами, что открывает перед «Сахалином-2» новые перспективы.
Благодаря оптимизации производственных систем и отладке оборудования проектная мощность завода СПГ была увеличена на 12,5%. В 2016 году завод произвел 10,93 млн т продукции, а в прошлом году, по данным ЦДУ ТЭК, — рекордные 11,5 млн т, это на 5,1% больше уровня 2016 года . Почти 7% совокупного экспорта российского газа пришлось на поставки из «Пригородного». Доля сахалинского СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2016 году составила около 6%, на мировом рынке — 4,5%. В прошлом году Sakhalin Energy заключила договор с компанией CPC Corporation (Тайвань) на поставку СПГ в течение пяти лет. Видимо, это обстоятельство стало одной из причин дальнейшего роста совокупных отгрузок. По данным сахалинской таможни, в январе — феврале 2018 года экспорт СПГ «Сахалина-2» вырос в 2,5 раза к уровню прошлого года — до 5 млн м3 (более 65% ушло в Японию), стоимость этих объемов составила $665 млн. За девять с небольшим лет, прошедших с момента открытия завода «Сахалина-2», общий объем экспорта СПГ превысил 170 млрд м3.
Инфраструктура обновляется
В сентябре прошлого года Sakhalin Energy подписала с компанией Petrofac договор о строительстве дожимной компрессорной станции на территории объединенного берегового технологического комплекса (ОБТК). Цель работ — обеспечить достаточные объемы сырья для производства сжиженного газа. Рetrofac совместно с российскими подрядчиками займется проектированием, поставкой материалов и оборудования, строительством и обслуживанием строительной площадки, а также обеспечит подключение нового объекта и его интеграцию с системой ОБТК. Завершение строительства планируется в 2022 году, что, как сообщается, позволит консорциуму сохранить высокий уровень производства СПГ.
Еще одна насущная задача — ремонт и модернизация буровой установки на платформе «Моликпак». Ремонт должен продлить срок службы буровой, а модернизация позволит бурить скважины в наиболее удаленных участках Пильтун-Астохского месторождения, что повысит объем извлекаемых запасов нефти и газа. По словам Оле Мыклестада, «это потребует не только дополнительных финансовых инвестиций, но и поиска разумного баланса всех факторов: экономической выгоды, желаемой протяженности горизонтального бурения, технических возможностей 30-летней платформы».
Параллельно продолжается обновление флота Sakhalin Energy. В 2017 и начале 2018 года к работе на проекте приступили четыре новых судна, построенные «Совкомфлотом»: многофункциональное ледокольное судно снабжения нефтегазодобывающих платформ «Геннадий Невельской» и суда обеспечения «Степан Макаров», «Федор Ушаков» и «Евгений Примаков». Как сообщается, все они относятся к лучшим в своем классе.
Третья линия
Растущий спрос на продукцию сахалинского завода подтверждает важность проекта расширения мощностей предприятия, о чем говорится уже давно. В 2015 году крупнейшие акционеры «Сахалина-2», «Газпром» и Shell, подписали соответствующий меморандум. Проект включает в себя строительство третьей технологической линии завода мощностью 5,4 млн т в год, а также нового причала для отгрузки СПГ. В 2016 году Shell Global Solutions International и АО «Гипрогазцентр» совместно с рядом других компаний начали разработку проектной документации. В качестве субподрядчика на разработку FEED (Front End Engineering Development) была выбрана японская компания Chiyoda.
В январе и феврале 2018 года Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объектам «Реконструкция завода СПГ. Причал отгрузки СПГ» и «Реконструкция завода СПГ. Третья технологическая линия». «Это утверждение означает, что с технической точки зрения мы готовы двигаться вперед, к окончательному инвестиционному решению», — заявил председа-тель Shell в России Седерик Кремерс.
Согласно отчетности «Газпрома», строительство третьей линии, как и первых двух, «планируется осуществлять с привлечением проектного финансирования». В процессе строительства предполагается использовать инженерные решения, реализованные ранее на первых двух линиях, что позволит сократить сроки работ и снизить расходы. По мнению Седерика Кремерса, новая линия может стать одной из наиболее экономически эффективных установок сжижения газа в мире со значительно меньшим уровнем рисков, чем во вновь создаваемых производственных мощностях. Ранее сообщалось, что завершение проекта намечено на 2021 год.
Помогут по-соседски?
Параллельно решается еще одна проблема, тормозившая строительство третьей очереди завода, — нехватка у Sakhalin Energy собственного газа. Южно-Киринское месторождение, которое считалось потенциальной ресурсной базой проекта, попало под санкции США, и начало добычи там возможно не ранее 2023 года (см. «На очереди — «Сахалин-3»). Как известно, для загрузки третьей линии «Газпром» планировал закупать газ «Роснефти», приходящийся на ее долю в проекте «Сахалин-1». Нефтяная компания, в свою очередь, хотела поставлять этот газ на будущий завод СПГ, который она собиралась строить под Владивостоком совместно с Exxon Neftegas.
Судя по всему, в последние месяцы стороны достигли долгожданных договоренностей. Как подтвердил в февральском интервью «Интерфаксу» глава Минэнерго Александр Новак, газ для третьей очереди завода Sakhalin Energy будет поступать с «Сахалина-1». По словам министра, «идет процесс согласования деталей соглашения». Предполагается, что окончательное решение будет принято к середине года.
Как отмечает, в свою очередь, Седерик Кремерс, переговоры ведутся как с консорциумом «Сахалин-1», так и с проектом «Сахалин-3», «чтобы обеспечить заводу СПГ поставки на все время его работы». «Необходимо гарантировать поставки газа на 25—30—40 лет», — подчеркивает топ-менеджер Shell.
Ранее заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что в перспективе речь может идти и о строительстве четвертой линии СПГ-завода. Сырьем для нее может стать Южно-Лунское месторождение, открытое «Газпромом» в 2016 году на Киринском лицензионном участке. Недавно стало известно, что запасы Южно-Лунского увеличены до 50 млрд м3 газа. Месторождение расположено примерно в 20 км от берега на небольших глубинах, что выгодно отличает его от глубоководного Южно-Киринского.
Выгодно всем
Многолетняя эффективная работа «Сахалина-2» подтверждает обоснованность планов расширения. Важнейшее преимущество завода в «Пригородном» по сравнению с основными конкурентами — близость к ключевым рынкам Северо-Восточной Азии. Как отмечает директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова, поставки СПГ «из-за небольшого транспортного плеча обеспечивают высокую операционную доходность при ценах на газ $285 за 1 тыс. м3 , поскольку стоимость сахалинского СПГ с учетом доставки до Японии составляет $151 за 1 тыс. м3».
При этом соглашение о разделе продукции по«Сахалину-2» позволяет государству без значительных финансовых вложений решать сразу несколько задач: наращивать добычу углеводородов, развивать отдаленные регионы страны, получать прибыль в виде роялти и отчислений в бюджет. «Газпром» за годы работы на Сахалине приобрел опыт реализации проектов по сжижению газа и статус экспортера СПГ, укрепивший его позиции на международных рынках. Тот факт, что Shell в условиях санкций не намерена выходить из проекта «Сахалин-2», служит еще одним свидетельством его эффективности.
Автор: Виктор Аникеев Offshore Russia май 2018