«Дочка» Роснефти: Совместная работа – лучший вариант для освоения нефтяных запасов Баренцева моря
Норвегия и Россия, испытывающие острую необходимость в новых нефтяных месторождениях, могли бы воспользоваться синергетическим эффектом при работах в районе морской границе к северу от континентальной Европы. Встретившись на ежегодной Киркенесской конференции, ведущие нефтяные компании двух стран – Роснефть и «Статойл» – с оптимизмом говорили о добыче нефти в Арктике.
Климатические сдвиги, санкции в вопросах торговли и въезда, тяжёлые погодные условия севера и инвестиционные риски. Пугающий список потенциальных препятствий на пути к освоению нефтяных ресурсов российско-норвежского Баренцева моря весьма велик. Но в Киркенесе обсуждение было посвящено возможностям, превращающим Баренцево море в новую нефтяную провинцию.
Участники с обеих сторон границы высоко оценили доступные пути сотрудничества во времена похолодания политических отношений Восток-Запад.
Халфдан Милланг, директор норвежского отделения Роснефти «RN Nordic Oil», считает, что Баренцево море необходимо осваивать как новый независимый нефтяной регион. Оно просто удалено от инфраструктуры, и присоединять его к существующим районам добычи нефти обошлось бы слишком дорого.
«Если будет осваиваться район, прилегающий к [морской] границе, мы должны будем обратиться к трансграничному сотрудничеству», – говорит он.
Он указывает на важные синергетический эффекты, в числе которых понимание геологии региона, совместное использование данных об окружающей среде, планирование и реализация мер ликвидации аварийных ситуаций. Кроме того, нефтяные компании выиграют при использовании, например, судов снабжения, буровых установок, сейсморазведочной аппаратуры – независимо от того, на какой стороне границы производятся работы.
«RN Nordic Oil» приобрела у норвежского нефтяного директората данные сейсморазведки в 2D, полученные в первый сезон (2011 г.) после подписания Россией и Норвегией договора о границе в Баренцевом море.
Халфдан Милланг приводит и другие примеры обоюдовыгодного сотрудничества: порты и базы снабжения могли бы использоваться при геологоразведочных работах или, в дальнейшем, разработке месторождений при снижении общих расходов.
Некоторые из блоков, выделенные нефтяным компаниям в приграничной акватории, могли бы на деле выйти за линию границы. В соглашении о делимитации между двумя странами содержатся указания о том, как в таких случаях разделяются богатства морских недр.
«В приграничных районах мы провели двенадцать экспедиций по сбору данных об окружающей среде. Я уверен, что это могло бы представлять интерес для норвежцев», – предполагает Милланг.
При этом он допускает, что добиться синергетического эффекта от совместных операций и использования инфраструктуры будет не так легко, и он не появится сам по себе: «Есть различные нормы и правила. Как, к примеру, российскому вертолёту сесть на норвежской платформе, и т. д.»
Глава норвежского отделения Роснефти приводит в качестве примера Северное море, где Норвегия и Великобритания уже почти пять десятилетий ведут добычу нефти, но стандарты по сей день очень отличаются: «Чтобы перевести платформу из британского сектора в норвежский, требуется провести ряд модификаций».
Если трансграничное сотрудничество выглядит логичным с точки зрения кадровых ресурсов, техники и экономики, современные политические противоречия делают такие идеи труднодостижимыми.
Норвегия примкнула к санкциям Евросоюза в отношении России, наложив запрет на сотрудничество норвежских компаний с Роснефтью в деле разведки и добычи на российском арктическом шельфе.
В прошлом месяце США закрутили гайки ещё сильнее.
«Санкции США от 29 января разработаны, чтобы воспрепятствовать взаимодействию американских компаний с компаниями, находящимися под российским управлением. Это, безусловно, отразится на работах на российском арктическом шельфе. У нас есть планы по Федынскому [лицензионному участку], и они могут сложиться, а могут и не сложиться, так что, безусловно, влияние на российский шельф имеется», – говорит Халфдан Милланг.
Участок Федынский находится в непосредственной близости к границе с норвежским сектором Баренцева моря. На норвежской стороне компании «AkerBP» и «Statoil» готовы продолжать буровые работы. По словам вице-президента «Statoil’а» по операциям в северном кластере Сири Эспедал Киндем, компания реализует программу буровых работ в Баренцевом море в сезонах этого и следующего годов. «AkerBP», по словам её представителя Юрюн Кволе, в 2018 году будет бурить в Баренцевом море на двух лицензионных участках.