Плавучую АЭС отбуксируют через льды
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) в июне 2019 года прибудет в порт приписки Певек на Чукотке, сообщил генеральный директор Росэнергоатома Андрей Петров.
В это время года большие пространства российских арктических морей ещё покрыты льдом.
Прежде чем отправиться в 6000-км вояж, ПАТЭС будет полностью загружена ядерным топливом. Свыше 1000 километров морского маршрута будет пролегать через льды, что потребует ледокольной проводки. Особенно проблемными обещают быть пролив Вилькицкого, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.
На состоявшейся на этой неделе встрече с губернатором Чукотского автономного округа Романом Копиным Андрей Петров, сентябре 2019 года Росэнергоатом планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, начать испытания ПАТЭС и осенью того же года ввести в эксплуатацию.
Общее количество персонала обслуживающего ПАТЭС составит 305 человек, из них 80 человек — это вахта, которая будет находиться на самой станции.
В настоящее время ПАТЭС готовится к своему первому выходу в море. Весной этого года её отбуксируют в из Петербурга и проведут вдоль побережья Норвегии в Мурманск, куда, по информации Петрова, она прибудет в июне.
В течение года в Мурманске «Академик Ломоносов» будет загружен урановым топливом и пройдёт испытания.
Появление «Академика Ломоносова» произведёт радикальные перемены в Певеке, арктическом городке с населением 4500 человек. ПАТЭС с двумя реакторами КЛТ-40С будет развивать мощность 70 МВт. Вырабатываемая электроэнергия будет востребована рядом новых промышленных проектов, реализующихся в этом отдалённом районе Арктики. Среди них ГОК на медном месторождении Песчанка, который при выходе на проектную мощность будет выдавать 1,2 млн т концентрата в год.
Тринадцатилетняя история строительства «Академика Ломоносова» знала эпизоды отсрочек и повышения расходов. Строительство началось на ПО «Севмаш» в Северодвинске в 2006 году. В 2009-м корпус перегнали в Балтийский завод в Петербург, поскольку беломорской верфи необходимо было сконцентрироваться на военных кораблях и подводных лодках. В 2011 году ПАТЭС фигурировала в деле о банкротстве Балтийского завода.
Технические характеристики и физическая защита плавучей атомной теплоэлектростанции были одобрены МАГАТЭ.
Реактор КЛТ-40С – усовершенствованная версия реактора КЛТ-40, применяющегося на российских атомных ледоколах.