«Космический каршеринг» сделает спутники доступными для ученых
Спутники предоставляют ученым невероятно ценную информацию о Земле, но их запуск слишком дорог — организациям приходится помногу тратить на запуск и эксплуатацию спутников, а многим он и вовсе недоступен. Стартап Loft Orbital, о котором пишет Fast Company, намерен решить эту проблему методом шеринга — он возьмет на себя все заботы о спутнике, а ученым нужно будет лишь арендовать на нем место для датчиков.
Для изучения земных проблем зачастую необходим взгляд из космоса. Поэтому ученые запускают на орбиту спутники, снабженные датчиками для сбора информации. Этот метод оказался таким полезным, что его популярность бьет все рекорды: коммерческие, научные и правительственные организации по всему миру тратят $45 млрд в год на осуществление спутниковых операций.
Данные спутников неоценимы, но покупка, запуск и эксплуатация такого устройства может обойтись в $100 млн. Помимо этого, для надзора над операциями необходимо нанять специалистов по аэрокосмическим системам. Антуан де Шасси, бывший геофизик, а ныне генеральный директор и соучредитель стартапа Loft Orbital, удивлен, что ученым, например, экологам, необходимо тратить на это время и деньги. Он намерен облегчить исследователям из университетов и правительственных агентств доступ к спутниковым исследованиям.
Для этого Loft Orbital будет использовать космический аналог каршеринга. Компания возьмет на себя все работы от приобретения спутника, получения лицензий и страхования до его запуска (с участием SpaceX и OneWeb) и эксплуатации. С клиентов будет взыматься лишь арендная плата за установленные на спутнике научные приборы. Размер сборов будет меняться в зависимости от размеров датчиков и продолжительности миссии, но в среднем они составят от $1 до 20 млн за одно место на спутнике. Это на порядок меньше, чем цена запуска собственного.
Конечная цель стартапа — запускать по 12-15 спутников в год, что обеспечит 75 организациям возможность получать данные с орбиты. Самой деликатной задачей станет объединение на одном спутнике приборов разных исследовательских групп. А для запуска миссии, охватывающей определенную географическую область, Loft Orbital придется дожидаться достаточного числа желающих.
В течение полугода, предшествовавших официальному запуску стартапа, де Шасси вместе с командой путешествовали по миру для сбора информации о потенциальных клиентах. В Loft Orbital пока не имеют права раскрывать своих клиентов, но, как утверждается, в первой миссии примут участие коммерческие, научные и правительственные организации. Стартап уже привлек $3,2 млн. Де Шасси уверен, что его миссия очень важна в наше время, когда планета быстро меняется, а исследователи зачастую недостаточно финансируются.
В развитие спутниковых технологий вкладываются не только отдельные компании, но и целые страны. Так, важная часть инвестиций Люскембурга вложена в компанию SES, которая владеет более чем 50 геостационарными спутниками. Также это крошечное государство с амбициями космической державы активно поощряет компании, намеренные добывать полезные ископаемые за пределами Земли.