Аэропорт Ямала заинтересовал ключевых инвесторов
Аэропортовые холдинги РФ готовы взяться за развитие одного из последних крупных аэропортов, не имеющих якорного инвестора,— Нового Уренгоя. Сейчас пассажиропоток аэропорта не превышает 1 млн человек в год, но за счет стабильного спроса со стороны нефтяников и газовиков инвесторы рассчитывают на неплохой доход. Эксперты предупреждают: в будущем на заметный рост перевозок в Новом Уренгое рассчитывать не стоит
Крупнейшие аэропортовые холдинги — «Новапорт», «Аэропорты регионов», группа «Базовый элемент» — интересует конкурс на заключение концессии по модернизации аэропорта в Новом Уренгое (100% у Ямало-Ненецкого АО), сообщили «Интерфаксу» в компаниях. В «Новапорте» отметили, что пока не подавали заявку на конкурс, поскольку срок еще не истек. В «Аэропортах регионов» сообщили, что «изучают условия», но об интересе к проекту заявляли еще в марте. В «Базэле» — что «у аэропорта есть потенциал развития», а «полноценный проект ГЧП всегда интересен крупным инвесторам».
Аэропорт Нового Уренгоя — крупнейший авиаузел ЯНАО, построен в 1980 году. Обслуживает более 50% авиаперевозок округа, пассажиропоток в 2016 году — 897 тыс. человек.
Заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов сообщил “Ъ”, что проект развития аэропорта «тщательно прорабатывался», его окончательный вариант должен быть оптимален, в том числе «по нагрузке на окружной бюджет». По условиям объявленного в конце июля конкурса в 2018–2022 годах нужно построить новый аэровокзал, модернизировать ВПП, закупить телескопические трапы, обеспечить «обслуживание пассажиров на уровне международных стандартов». Господин Артюхов отметил, что сложность проекта связана с природными особенностями: «строительный сезон ограничен коротким летом».
После реконструкции ВПП «должна принимать все типы современных среднемагистральных самолетов, которые летают в европейскую часть страны», заявил чиновник. Пропускная способность должна вырасти с текущих 150–200 человек в час до 800 человек. Инвестиции предварительно оценены в 6 млрд руб. По условиям конкурса объекты аэропорта будут переданы в аренду инвестору на 30 лет, а затем возвращаются в собственность ЯНАО. Соглашение с инвестором предусматривает и второй этап реконструкции, если пассажиропоток достигнет 1,45 млн человек в год: создание международного терминала, увеличение пропускной способности до 1,2 тыс. человек в час, удлинение ВПП до 3 км.
Источник “Ъ” в одном из аэропортовых холдингов говорит, что проект, «безусловно, заинтересует участников»: аэропортов с пассажиропотоком от 500 тыс. человек без ключевого инвестора немного (это также Иркутск и Петропавловск-Камчатский). В Новом Уренгое, несмотря на небольшую динамику роста пассажиропотока (7% за первое полугодие), аэропорт может в дальнейшем показать более высокий рост перевозок и приносить существенный доход. В регионе всегда есть стабильный спрос со стороны работников нефтегазовой отрасли на полеты на курорты и в командировки.
«Особенность Нового Уренгоя — его изолированность, местных пассажиров не забирают аэропорты других городов»,— отмечает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но ожидать от инвестора масштабного развития аэропорта не приходится: большая часть пассажиропотока — вахтовики, на интенсивность их полетов не влияет состояние аэровокзала. А при населении города 100 тыс. человек развивать международные перевозки едва ли целесообразно, считает он. Но регион снимает с себя проблему поддержания инфраструктуры, а инвестор получит доступ к доходному проекту, говорит господин Пантелеев.