Сквозь льды с грузом ядерных отходов
В 2020 году начнётся строительство 140-метрового судна ледового класса, рассчитанного на перевозку отработавшего ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов, сообщает газета «Известия».
В двух грузовых трюмах со съемными водонепроницаемыми крышками можно перевезти от 40 до 70 специальных транспортных контейнеров типа ТУК-108 с отработавшим ядерным топливом. Судно INF-2 разработано Крыловским государственным научным центром (Санкт-Петербург), на счету которого новейшее поколение российских атомных ледоколов, подводные лодки и боевые корабли.
Сухогруз сможет только курсировать у северного побережья Сибири, но и заходить в сибирские реки – к примеру, Обь и Енисей, на которых находится ряд предприятий атомной промышленности по хранению и переработке (в частности, планируемое предприятие в Железногорске, бывшем Красноярске-26).
Сегодня транспортировка ОЯТ с ледоколов, подводных лодок и атомных электростанций Северо-Запада России на челябинское ПО «Маяк» осуществляется по железной дороге через наиболее плотно заселённые районы России.
Куда будет ходить это судно?
По словам Андрея Золоткова, эксперта-атомщика, в прошлом главы мурманского отделения «Беллоны», новость о строительстве подобного сухогруза поднимает множество вопросов.
«Когда говорят, что радиоактивные отходы будут вывозиться из Арктики и с Дальнего Востока, куда, интересно, они будут направляться?», – говорит он. Срочной необходимости в вывозе отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов нет, при этом одним из вариантов является транспортировка к местам на сибирских реках. Но может быть, это судно связывают с планами новых плавучих и малых АЭС в Арктике.
Кроме того, отмечает Золотков, ранее работавший на борту плавтехбазы Атомфлота «Имандра», в будущем может понадобиться новое судно для обслуживания ледокольного флота.
«Такое судно вполне могло бы прийти на смену «Имандре» в качестве хранилища отработанного ядерного топлива с ледоколов», – считает он.
Плавучая атомная электростанция
Как сообщается на сайте Крыловского государственного научного центра, одной из задач подобного сухогрузного судна будет транспортировка отработанного ядерного топлива с Билибинской АЭС (г. Певек, Чукотка). Процедура вывода из эксплуатации этой самой северной в мире АЭС должна начаться в 2019 году. В качестве замены в Певеке разместят первую российскую плавучую АЭС «Академик Ломоносов».
Ещё одной задачей для нового судна, которое, как планируется, будет эксплуатировать консорциум Росатома и военных, станет перевозка твёрдых радиоактивных отходов к месту хранения. Решение о местонахождении хранилища ещё предстоит принять; рассматривается вариант с размещением на Новой Земле, одобренный властями Архангельской области.
Десятки тысяч кубометров твёрдых радиоактивных отходов находится на Кольском полуострове, в Северодвинске и на военных заводах Дальнего Востока.
На Кольском полуострове в этом году к перевозке контейнеров с отработавшим топливом из губы Андреева приступит судно «Россита» итальянской постройки. Контейнеры будут доставляться в Мурманск на Атомфлот, где их будут перегружать в железнодорожные вагоны для транспортировки на ПО «Маяк». «Россита» не предназначена для навигации на Северном морском пути или захода в сибирские реки.
Когда-то на российском Северном флоте имелись собственные суда типа «Малина» (проект 2020) для транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива с подводных лодок.