ЕС борется за повышение энергоэффективности, но оставляет место для норвежского газа
В среду комиссар ЕС по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете объявил о нацеленности ЕС на повышение энергетической эффективности. К 2030 году ЕС следует добиться как минимум 30%-го роста энергетической эффективности относительно уровня 1990 года. Это выше нынешней планки в 27%.
Стратегия поможет ЕС стать менее зависимым от энергетического импорта и сократить выбросы, вызывающие изменение климата.
Ключевыми элементами новой стратегии является исключение субсидий угольным электростанциям и увеличение доли возобновляемой энергетики – ветряной и солнечной, например, – в энергосистеме Европы.
Как отметила в разговоре с Barents Observer’ом представитель комиссара Анна-Кайса Итконен, выполнение амбициозных Парижских обязательств ЕС по вопросам изменения климата переведёт Европу на более ресурсоэффективные энергетику и потребление с низким уровнем выбросов углерода.
Природный газ из Норвегии, впрочем, послужит своего рода мостиком в этом при этом переходе.
«ЕС будет продолжать интеграцию Норвегии в свою внутреннюю энергетическую политику», – сказала Анна-Кайса Итконен.
Пик импорта в 2040-2045 гг.
По оценками Комиссии, в ближайшем будущем потребление газа в ЕС будет оставаться более-менее стабильным. При общем снижении углеродных выбросов в энергетике по мере вывода из эксплуатации угольных электростанций будет освобождаться пространство для газовых.
«Уровень загрязнения при использовании природного газа вдвое ниже, чем при использовании угля, поэтому от послужит переходным мостиком между более грязной энергетикой на основе ископаемого топлива и более чистыми источниками», – говорит она.
В сценарии Европейской Комиссии потребление газа на 2030 год оценивается в 370-440 млрд. куб. м в год. Перед ЕС стоит проблема снижения собственной добычи газа, в силу чего импорт может вырасти.
«Ожидаемое снижение добычи собственной добычи газа также означает, что будет расти зависимость от импорта, который достигнет пика в 2040-2045 гг.», – говорит представитель комиссара. Газ, подчёркивает она, будет выступать в качестве резервного в паре с возобновляемыми источниками, а также сыграет роль в снижении углеродных выбросов в транспортном секторе в качестве альтернативного топлива для грузовиков и судов.
СПГ из Баренцева моря
В ближайшие десятилетия ожидается снижение добычи газа на норвежских месторождениях в Северном море, тогда как с более северными месторождениями Норвежского и Баренцева морей компании связывают более радужные ожидания. С единственного на сегодня промышленно эксплуатируемого месторождения газа в Баренцевом море, Снёвит (Белоснежка), расположенного к северу от Хаммерфеста, газ поступает на завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Продукция отправляется, главным образом, на рынки Европы.
Несмотря на планы ЕС по повышению энергоэффективности, потребность в арктическом СПГ никуда не денется.
Кроме того, по политическим соображениям и соображениям безопасности, в ЕС ищут пути снижения зависимости от российского газа.
По словам Анны-Кайсы Итконен, ЕС стремится к диверсификации источников энергии, партнёров и путей, чтобы не зависеть от какого-то одного партнёра или маршрута.
Норвегия – второй по объёмам поставщик ЕС
«Это неотъемлемая часть Стратегии Энергосоюза. Чтобы достичь этой цели, Комиссия стремится сформировать в Европе более взаимосвязанные и конкурентные рынки. Примерами служат инициативы типа Южного газового коридора, по которому в Европу должен пойти газ из Каспийского бассейна, строительства узловых пунктов СПГ в Средиземном море и центральная роль СПГ в стратегии, – объясняет Итконен. – В рамках этой стратегии ЕС будет и далее развивать партнёрство с Норвегией, вторым по объёмам поставщиком сырой нефти и природного газа».
Представленный Еврокомиссией в среду в Брюсселе пакет по Энергосоюзу должен пройти утверждение в Европарламенте и Совете министров.