Исследование океана приводит к территориальным претензиям в Арктике
Четыре арктических государства обратились в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с заявлением о передаче в управление территории морского дна, выходящей за границы 200-мильной зоны. Но это не гонка, а крупный научный процесс
В начале августа судно канадской береговой охраны «Луи С. Сен-Лоран» и шведский ледокол «Оден» начнут прокладывать путь через воды, покрытые льдом толщиной несколько метров, чтобы добраться до самых отдаленных областей Северного Ледовитого океана.
В течение шести недель одно судно будет пробивать дорогу сквозь лед толщиной три метра и более, в то время как другое будет составлять карту морского дна с помощью приборов, излучающих гидроакустические и сейсмические волны. Суда несколько раз пройдут вдоль котловины Амундсена с восточной стороны Гренландии, после чего направятся к поднятию Альфа и хребту Ломоносова. Это подводные горные хребты, расположенные в полярной части планеты на глубине тысячи метров от поверхности океана.
Научное исследование, проводимой Канадой этим летом, является окончательным мероприятием по сбору информации, необходимой для определения континентальных границ страны. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, составление карт даст канадцам возможность увеличить часть Северного Ледовитого океана, которая приходится на их территорию, и позволит получить больше прав на морское дно и в том числе на доступ к морским месторождениям нефти, газа и минералов.
«Это информация, которая необходима нам для подкрепления нашей заявки, — говорит Мэри-Линн Диксон, руководитель программы Конвенции ООН по морскому праву для Министерства природных ресурсов Канады. — Это крупное научное предприятие».
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву прибрежное государство имеет право на область континентального шельфа (и ресурсы, которые на нем находятся), расположенную в пределах 200 морских миль от его береговой линии и называющуюся исключительной экономической зоной. Но при наличии дополнительных данных можно претендовать на расширение этой зоны.
Из пяти стран с береговой линией в Северном Ледовитом океане четыре (Канада, Дания, Норвегия и Россия) ратифицировали соглашение, тогда как США отказались это делать. После ратификации у страны есть 10 лет на сбор необходимой информации, ее анализ и представление в Комиссию по границам континентального шельфа
Член комиссии Ричард Хэуорт говорит, что есть два способа определения внешней границы.
Первый способ заключается в исследовании склона морского дна. При отдалении от берега крутизна склона меняется. Как рассказывает Хэуорт, точка, в которой происходит самое резкое изменение (от очень крутого к менее крутому), является подножием склона. В 60 морских милях в направлении моря от этой точки и находится граница континентального шельфа.
Второй способ более сложный, но дает странам возможность расширить свои претензии, полагаясь на геологию морского дна. От суши в направлении моря простирается слой осадочных пород, его толщина при этом постепенно уменьшается. Ученые измеряют толщину осадочных пород по мере его распространения в море при помощи акустических и сейсмических картографических устройств. По словам Хэуорта, когда толщина начинает составлять 1 % от расстояния до подножия склона, пора чертить границу.
Канада представила предварительную информацию по внешним границам своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане в декабре 2013 года. При этом значительная часть работ по составлению карт уже была выполнена, но требовалось провести дополнительные исследования. Согласно некоторым сообщениям в СМИ, правительство откладывало представление заявки, чтобы завершить составление карты хребта Ломоносова для лучшего обоснования своей претензии в отношении географического Северного полюса.
Россия стала первой арктической страной, которая направила свою заявку комиссии в 2001 году, но подкомиссия, учрежденная для проверки документов, заявила, что в документации недостаточно геологических данных. Норвегия представила свои претензии в 2006 году, и комиссия приняла окончательные рекомендации в 2009 году.
Дания представила свои неполные претензии с Гренландией в 2014 году. Канада планирует представить свои претензии в 2018 году. Недавно Россия обновила свою первоначальную заявку и в настоящее время является следующей в очереди на проверку представленных данных. Этот процесс запланирован на лето и может растянуться на 2–3 года. «Для Гренландии может потребоваться еще 10 лет», — считает Хэуорт.
Заявки рассматриваются независимо друг от друга. В состав каждой подкомиссии (по одной для каждой страны) входят специалисты в области географии, геофизики и гидрологии, занимающиеся рассмотрением информации, анализов и претензий. По словам Хэуорта, из 77 заявок на данный момент комиссия рассмотрела 40. «Процесс проверяется на практике».
В Арктике есть несколько зон с перекрывающимися притязаниями. У Гренландии, России и Канады есть общие сферы интересов с другими странами, включая географический Северный полюс и окружающие его большие области морского дна. «Перекрытия будут, и все подобные случаи необходимо проработать», — говорит Диксон.
Разрешение имеющихся разногласий является задачей правительств государств, а не комиссии. Например, у Норвегии и России имеются конфликтующие претензии относительно континентального шельфа в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Но в 2010 году обе страны решили этот спор, подписав договор, согласно которому эта территория делится практически на одинаковые части.
«Кто-то может подумать, что это захват территории, — говорит Диксон. — Но на самом деле это научный процесс».
Оригинал статьи: /www.newsdeeply.com/