Единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть» готов к первому за 10 лет рейсу
Единственное в мире атомное транспортное судно — контейнеровоз «Севморпуть» — встал к причалу Мурманского морского торгового порта под погрузку для первого за последние 10 лет рейса. Об этом сообщил ТАСС в пятницу заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов.
«После завершения погрузочных работ «Севморпуть» возьмет курс на остров Котельный архипелага Новосибирских островов, это будет первый за последние 10 лет рейс после масштабных восстановительных работ на судне», — отметил представитель «Атомфлота».
Выход «Севморпути» в море намечен на 5 мая. Рейс, как планируется, займет 7-8 дней. В мае наблюдается самая тяжелая ледовая обстановка в Арктике, поэтому «Севморпуть» пойдет под ледокольной проводкой атомохода «Ямал». На остров Котельный судно доставит около 5,5 тыс. тонн груза различной номенклатуры, в основном, это строительные материалы. Выгрузка на острове будет производиться с использованием кранов атомного лихтеровоза. Плановая продолжительность рейса с учетом возвращения составит до 30 дней.
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» — единственное в мире ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 1982 по 1988 годы, сдано в эксплуатацию 31 декабря 1988 года. Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 тонн или 1328 двадцатифутовых контейнеров (ДФЭ), способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м. С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302 тыс. миль, перевез более 1,5 млн тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Последний рейс судно совершило в 2005 году. В 2012 году было принято решение вывести судно из эксплуатации, ставился вопрос о его утилизации. Но в конце декабря 2013 года «Росатомфлотом» был подписан приказ о восстановлении лихтеровоза «Севморпуть». Ремонтные работы, включая ремонт на класс регистра, продление ресурса ядерной энергетической установки и загрузку комплекта ядерного топлива, заняли 1,5 года.