Якутия разработала пред-ТЭО транспортного коридора из Китая на Севморпуть через реку Лена
«Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)» при региональном министерстве экономики разработал предварительное технико-экономическое обоснование нового транспортного коридора Китай-Якутия-Севморпуть (СМП) для транзитных перевозок по России грузов между странами Европы и Юго-Восточной Азии, сообщила «Интерфаксу» руководитель центра Валентина Кондратьева
Предварительные расчеты показали, что цена доставки грузов из Харбина до Роттердама с использованием нового транспортного коридора оказывается несколько выше стоимости традиционного морского пути из Шанхая в Роттердам через Суэцкий канал и Средиземное море: $3 тыс. 746 и $3 тыс. 253 соответственно.
Тем не менее, новый маршрут очень сильно выигрывает по времени в пути: 15,5 дня против 47,8 дня. Незначительно уступая по времени доставке железнодорожному маршруту (14 дней), он обладает явным преимуществом по стоимости (ж/д — $5 тыс. 982), являясь к тому же и самым коротким — 10 тыс. 619 км.
В.Кондратьева подчеркнула, что необходимые финансовые затраты для реализации проекта могут составить $1,6 млрд.
«В эту сумму входят такие мероприятия, как модернизация порта Тикси, работы по дноуглублению, создание современного логистического центра в Якутске и поселке Нижний Бестях, а также замена парка судов речного флота на современные суда «река-море» ледового класса», — сказала она.
В качестве источника финансирования проекта рассматриваются, в том числе, средства иностранных инвесторов с использованием механизма создания портовой особой экономической зоны в контейнерном перевалочном терминале поселка Нижний Бестях.
Мероприятиям по развитию СМП посвящен отдельный пункт в проекте ФЗ «О развитии Арктической зоны РФ». Правительством России утвержден комплексный проект развития транспортного коридора на 2015-2030 годы, предусматривающий навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, аварийно-спасательное обеспечение судоходства, развитие морских портов в акватории СМП. Также планируется создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне с целью организации перевозок по трассам коридора.
Как сообщалось, по итогам Восточного экономического форума руководство страны поручило «разработать финансово-экономическую модель по развитию Северного морского пути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок». Срок исполнения поручения — 1 июля 2016 года.