Евгений Лукьянов
Заместитель секретаря Совета безопасности РФ.
Для российской экономики большинство видов ресурсов Севера безальтернативны с позиции их возможного производства в других районах страны и приобретения по импорту. Эти ресурсы обеспечивают стратегическую безопасность и имеют определяющее значение для модернизации и подъёма экономики страны.
Россия по праву считает этот район мира зоной своих жизненно важных национальных интересов и более других продвинулась в практическом освоении ресурсов Арктики. Приведу лишь несколько примеров:
– Российская Федерация (в прошлом СССР, Российская Империя) на протяжении нескольких столетий вела систематические научные исследования Арктики. В стране существует старейшее в мире арктическое научно-исследовательское учреждение – Государственный научный центр Российской Федерации – Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ГНЦ РФ ААНИИ), принадлежащий Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
– полярная и приполярная зоны нашей страны осваивались в промышленном и транспортном отношении начиная с XVI века, а на системной общенациональной основе – на протяжении практически всего XX века;
– именно Россия (СССР) проложила и на протяжении десятилетий эксплуатирует Северный морской путь в качестве национальной транспортной артерии. Была создана, поддерживается и развивается соответствующая инфраструктура этой трассы, включая береговое, навигационное, гидрометеорологическое и спасательное оборудование;
– в нашей стране был создан первый в мире (и до сих пор единственный) атомный ледокольный флот для работы в Северном Ледовитом океане – в настоящее время 9 таких судов;
– не менее существенны усилия России в подготовке к освоению перспективных новых шельфовых залежей полезных ископаемых. Наш подход основывается на прогнозных данных о существовании крупных шельфовых залежей углеводородов, разработку которых позволяют вести современные технологии. Да и рост цен на энергоносители делает перспективу арктических разработок приемлемой с экономической точки зрения. Однако на этом направлении от Российской Федерации требуются серьёзные материальные и интеллектуальные усилия как для создания комплекса по добыче углеводородов на шельфе, расположенном в Арктической зоне России, так и по организации их транспортировки и переработки…
Учёные не пришли пока к однозначному выводу о том, является ли наблюдаемое глобальное потепление необратимым изменением климата вследствие антропогенного воздействия на хрупкую экосистему Арктики, или это очередное проявление цикличности характеристик климата Земли. Однако более благоприятные, чем ранее, возможности для судоходства в северных морях являются серьёзным фактором, который необходимо учитывать в экономической и геополитической стратегии на предстоящий период.
По данным американского Национального центра данных по снегу и льду (National Snow and Ice Data Center), на осень 2012 г. площадь ледового покрова в Арктике составила 3,41 млн км2. Это самый низкий показатель с 1979 г., когда начались наблюдения с помощью спутников, и это на 760 тыс. км2 меньше, чем в рекордном до этого 2007 г. Уменьшающаяся ледяная шапка увеличивает продолжительность и расширяет районы благоприятной навигации.
Однако это не означает, что Арктика превращается в обычный географический регион планеты с точки зрения хозяйственной деятельности. Она в полной мере сохраняет свой особый характер, зафиксированный во многих международно-правовых документах, прежде всего, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (статья 234). Соответственно, арктические государства, включая Россию, несут особую ответственность и играют особую роль в сохранении окружающей среды и в деле освоения Арктики.
Воплощением этой роли стало создание в 1996 г. Арктического совета, объединяющего пять приарктических (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США) и три приполярных (Исландия, Финляндия и Швеция) государств. Российская Федерация является активным членом Арктического совета и выступает за закрепление исторически сложившихся преимущественных прав арктических государств в решении вопросов освоения Арктики. В последние годы у России с другими государствами-членами Арктического совета налажено конструктивное взаимодействие и сотрудничество.
О результатах взаимодействия в рамках данного формата в 2011–2012 годах говорят следующие факты:
– в мае 2011 г. в Нууке (Гренландия) Арктическим советом впервые было принято межгосударственное юридически обязывающее Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании на море в Арктике;
– подготовлено многостороннее межправительственное соглашение о предотвращении разливов нефти на море с жёсткими требованиями в отношении тех, кто занимается нефтеразведкой и нефтедобычей в арктическом регионе;
– в апреле 2012 г. в Канаде встретились начальники Генеральных штабов арктических государств, которые обсудили вопрос о привлечении вооружённых сил к спасательным операциям, а в сентябре 2012 г. по инициативе Дании в Гренландском море были проведены международные учения по поиску и спасанию;
– параллельно с этим идут важные дискуссии, вырабатываются договорённости по другим аспектам защиты окружающей среды и сохранению уклада жизни коренных народов.
У Арктического совета, безусловно, большие перспективы. Его участники стараются решать существующие проблемы по разделу континентального шельфа в Арктике в полном соответствии с международным правом, прежде всего, с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., путём переговоров и конструктивного взаимодействия. Во всех государствах-членах Арктического совета приняты национальные программные документы, определяющие цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации государственной политики в арктическом регионе. Как показывает анализ, по многим вопросам наши позиции совпадают. Все государства стремятся защитить собственный суверенитет в Арктике, определить правильный баланс между экономическим освоением территорий и сохранением хрупких экологических систем, развивая системные научные исследования, изучать происходящие изменения в регионе. Важно, что все страны Арктического совета отдают себе отчёт в том, что национальные интересы в Арктике можно реализовать только путём тесного сотрудничества арктических государств.
Что касается России, то для нас фундамент такой работы составляет документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», утверждённый Президентом России в 2008 г. В развитие положений «Основ» сформулированы конкретные задачи по реализации поставленных целей, разрабатываются специальные государственные программы, определяется необходимое бюджетное финансирование. В настоящее время подготовлен и скоро будет внесён на утверждение Президенту России базовый концептуальный документ – Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. В этих документах определены следующие приоритетные направления государственной политики России в Арктике:
– использование Арктической зоны страны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития;
– сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
– сбережение уникальных экологических систем региона;
– использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.
Хотел бы особо выделить в этом контексте роль и значение Северного морского пути. Его превращение в постоянно действующую национальную транспортную артерию позволит обеспечивать не сезонное, а постоянное, круглогодичное транспортное обслуживание крупнейших центров добычи ископаемых и населения российского Крайнего Севера, а также полнокровную интеграцию ресурсного потенциала арктической зоны России в национальную и мировую экономику. Чем быстрее эта магистраль стабильно заработает, тем скорее её смогут эффективно использовать не только россияне, но и все, кто в этом заинтересован. Участие иностранного капитала и государственно-частного партнёрства в обустройстве трассы и обеспечении её постоянного функционирования отвечало бы интересам как России, так и других государств…
За последние годы аппарат Совета Безопасности Российской Федерации по своей линии налаживает стройную систему взаимодействия и постоянный диалог с нашими зарубежными арктическими партнёрами. В расширении и укреплении сотрудничества в Арктике важное место отводится международным встречам высоких представителей стран Арктического совета, курирующих вопросы безопасности, которые проходят под эгидой Совета Безопасности Российской Федерации.
Первая такая встреча состоялась 6–11 августа 2011 г. во время перехода на атомном ледоколе «Ямал» по трассе Северного морского пути. В ней приняли участие представители Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции. Обсуждался широкий круг проблем, касающихся обеспечения безопасности и сотрудничества в Арктике. Основные из них:
- ключевые направления политического, экономического и культурного сотрудничества приарктических государств и обеспечения безопасности в Арктике;
- перспективы развития особого режима рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- международно-правовые, организационные, экономические, технологические аспекты морских перевозок по Северному морскому пути;
- перспективы создания единой системы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в Арктике и ликвидации их возможных последствий.
11–12 апреля 2012 г. в г. Мурманске и на архипелаге Земля Франца-Иосифа (пограничное отделение «Нагурское» ФСБ России) состоялась вторая международная встреча высоких представителей государств-членов Арктического совета. Произошёл обмен мнениями по вопросам новых вызовов и угроз, возникающих в ходе активного освоения региона, обеспечения пограничной безопасности, сотрудничества в сфере морских перевозок, экологической безопасности и по другим актуальным темам. Состоявшиеся встречи показали близость национальных подходов приарктических государств к освоению Арктики, их нацеленность на активизацию многопланового сотрудничества в регионе. За истекший период произошли заметные подвижки в различных областях приарктического взаимодействия, в том числе в вопросах научных наблюдений за изменением климата, изучения вызывающих его факторов и их последствий, защиты биологического разнообразия флоры и фауны, поддержки коренных малочисленных народов Севера…
В заключение хотел бы подчеркнуть, что XXI век положил начало новому этапу в истории Арктики, этапу более насыщенному, многовекторному и труднопредсказуемому по своим отдалённым последствиям. Мировое сообщество стоит перед альтернативой: либо её развитие пойдёт по мирному пути, по пути тесного международного сотрудничества, либо этот становящийся всё более привлекательным для многих стран регион превратится в очередное геополитическое «яблоко раздора», и его раздел, борьба за его ресурсы приведут мир к реанимированию «холодной войны» в новом, ещё более опасном её качестве.
Россия сделала свой выбор. Генеральная линия её арктической политики, неоднократно озвученная высшим руководством страны:
- защита своих интересов, но в рамках международного права;
- широкое международное сотрудничество в освоении и развитии Арктики, в сохранении этого уникального региона, его природной среды;
- сохранение и развитие малых народностей Севера;
- максимальное ограничение военной деятельности в Арктике на основе двусторонних и многосторонних договорённостей.
В целом о приверженности такому же курсу заявляют и наши соседи по арктическому региону. И это вселяет надежды на то, что история Арктики XXI века будет всё же мирной и созидательной.
/Из выступления в ходе конференции Arctic Frontiers, январь 2013 г./