Норвежские учёные готовятся вернуться в российские моря
Соглашение, достигнутое на прошлой неделе на заседании Смешанной российко-норвежской комиссии по рыболовству, позволит норвежским морским исследователям возобновить экспедиции в российских водах. Этого и добивался норвежский Институт морских исследований.
«Мы расцениваем соглашение как положительный сигнал и надеемся теперь, что российские власти одобрят новую заявку», – говорит научный директор Гейр Хусе.
Допуск норвежских учёных в российские воды был одним из ключевых вопросов, поднятых норвежской стороной на переговорах комиссии. Учёным отказали в доступе в российские воды прошлой зимой, и перед экспедицией 2017 года тоже вырисовывались проблемы.
Трансграничные морские исследования снова получили зелёный свет. Но всё же очередная норвежская экспедиция в российские моря будет слегка отличаться от прежних.
В протоколе заседания комиссии говорится, что российская сторона откроет доступ норвежским экспедициям только на том условии, что на борту норвежских судов будут находиться представители российского Министерства обороны. Представитель Минобороны будет иметь полномочия «контролировать соответствие реальных действий экспедиции, а также полного и достоверного списка оборудования заявленной цели».
Условие норвежская сторона выполнит, подтвердил научный директор Гейр Хусе.
«У нас нет возражений против наблюдателей на борту наших исследовательских судов, – сообщил он Barents Observer’у. – Присутствие наблюдателей никак не повлияет на проведение наших исследований».
Двустороннее сотрудничество между Норвегией и Россией в рыбопромысловой сфере уже сорок лет помогает успешно контролировать рыбные ресурсы и промысел в Баренцевом море, а также создаёт условия для участия учёных двух стран в трансграничных морских исследованиях.
«Важно то, что норвежским научно-исследовательским судам разрешается производить сбор физических и биологических данных и в норвежской, и в российской зоне, – говорит Гейр Хусе в пресс-релизе. – У российских учёных также есть необходимость в сборе данных в экономических зонах обеих стран».