Крупнейшие операторы связи обсудили с чиновниками развитие 5G в России
Операторы «большой тройки» — МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» (бренд «Билайн») — поддерживают создание объединения, которое займется расчисткой частот от работающих на них систем. Операторы называют оптимальным для 5G диапазон 3,4–3,8 ГГц, но в России на этих частотах работают радиоэлектронные средства Федеральной службы охраны, Минобороны, а также спутниковых операторов. По словам президента МТС Алексея Корни, объединение может быть сформировано как в виде юридического лица, так и в виде консорциума, то есть без образования юрлица.
«Нужен один модератор, объединяющий интересы всей отрасли, который будет вести переговоры с государством и работу по расчистке спектра, — отметил гендиректор «МегаФона» Геворк Вермишян. — Мы согласны, что создание консорциума или, например, объединение вокруг того юридического лица, которое уже создано нами и «Ростелекомом», более корректная модель, которая приведет нас к результату». «Мы однозначно приветствуем именно консорциум, потому что он позволит [обеспечить] недискриминационный доступ [к частотам] и даст возможность объединить усилия, чтобы сети строились и окупались быстрее», — заявил гендиректор «ВымпелКома» Василь Лацанич.
Другой крупный игрок рынка — «Ростелеком» — на протяжении нескольких лет выступает за создание единого инфраструктурного оператора, то есть строительство одной национальной сети 5G, чьи ресурсы будут использовать остальные игроки для оказания услуг. «Исходя из того, что денег в отрасли нет, но есть большие сложности, мы уверены, что инфраструктура должна создаваться единой на базе общего юридического лица, в котором будут представлены все четыре оператора с равными долями. Этому оператору также должен быть выделен спектр», — повторил президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, выступая в Аналитическом центре. Сценарий поддерживает «дочка» госоператора, «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2).
По мнению партнера ACM-Consulting Михаила Алексеева, отстаивая эту идею, «Ростелеком» хочет вернуть себе позиции в мобильном сегменте. «Кроме того, это уравняет участников рынка на старте: все будут в одной позиции вне зависимости от того, какая у них долговая нагрузка, инвестиционные возможности, распространяются ли на них санкции и т.п.», — отметил он.
Впрочем, глава Минкомсвязи заявил, что не поддерживает вариант создания единого инфраструктурного оператора. «По этому пути идут многие страны, но мне этого не хочется», — сказал министр. Он также против проведения торгов на частоты, поскольку ресурсов очень мало. «Если мы отдаем все на конкурс, то их забирает одна компания, и мы теряем конкурентный рынок», — пояснил Носков. Больше всего нравится министру вариант создания консорциума, когда операторское сообщество договорится и научится использовать частоты совместно.
Не поддерживает создание инфраструктурного оператора и ФАС. По словам начальника управления регулирования связи и информационных технологий ведомства Елены Заевой, подобный опыт в других странах ничем хорошим не закончился. «Создание единого инфраструктурного оператора — это худший вариант из всех предложенных», — считает она.
По словам Василя Лацанича, в условиях ограниченных финансовых возможностей и частотного ресурса операторы вынуждены рассматривать «фантастические модели» консорциума. В качестве примера он привел вариант, когда сеть 5G в каждом регионе строит тот оператор, который является лидером местного рынка мобильной связи. Такой оператор должен получить максимальные возможности и обеспечить максимальное покрытие. «Особо тяжелые регионы для покрытия, например Якутию или Тюменскую область, можно делать [усилиями] разных операторов. Сеть будет одной, но она будет построена на лучших технических средствах», — отметил Лацанич. По его мнению, такой вариант не должен вызвать вопросов у ФАС, хотя глава «ВымпелКома» и назвал его «самым смелым путем». Коллегу поддержал Алексей Корня. Он напомнил, что МТС совместно с «ВымпелКомом» используют инфраструктуру более чем в 30 регионах. «Ведущий оператор в регионе строит сеть и обменивается этим ресурсом», — указал глава МТС.
Представитель ФАС не прокомментировал это предположение.
По словам Максима Акимова, в ходе дискуссии у него создалось впечатление, что все операторы поддерживают разные концепции развития 5G. «В аппаратном мире, где идет диалог рыночных игроков с регулятором, такое иногда бывает», — признал он. Вице-премьер не стал комментировать, какой из вариантов более близок правительству. Он лишь отметил, что в течение двух-трех месяцев участники рынка и государство должны окончательно решить, по какому пути пойдут. По словам Акимова, сейчас очевидно, что это будет объединение участников рынка, но в какой именно форме — предстоит разобраться.
На расчистку частот для 5G потребуются десятки миллиардов рублей, отметил Максим Акимов. Он заверил, что государство готово выделять средства. «Я буду точно обращаться к своему руководству с тем, что нужно что-то вроде национального комитета по развитию связи 5G. Этот вызов достойный, чтобы поднять его значительно выше, и наша центральная задача — расчистка спектра», — сказал вице-премьер.
Михаил Алексеев, партнер ACM-Consulting, напомнил, что проблема занятости частот спецслужбами и военными существует в России не первый год. «Из-за этого долгое время в Москве не могли запустить сеть 3G, тогда военные тоже говорили, что строительство невозможно, но проблему решили за неделю после того, как соответствующее поручение дал Дмитрий Медведев, на тот момент президент страны. Если будет политическая воля, можно решить и вопрос с 5G», — утверждает Алексеев.
Партнер Deloitte, руководитель направления по работе с операторами связи в СНГ Антон Шульга считает, что нет человека, который будет единолично принимать решение о развитии 5G, «именно поэтому должна быть дискуссия, кооперация между операторами». «Концепция единого оператора воспринимается различными игроками рынка немного по-разному, но чтобы каждая компания построила собственную эффективную сеть, необходимы огромные частотные ресурсы», — напомнил Шульга.