Правительство Норвегии скрыло информацию о нефтегазовом потенциале участков у границы с Россией
В 2013 году норвежские законодатели дали добро на освоение шельфа у морской границы с Россией. Они не знали о правительственном докладе, в котором был сделан вывод, что освоение здесь углеводородных ресурсов, скорее всего, окажется нерентабельным
Тогда прошло всего два года после подписания революционного соглашения с Россией о разграничении в Баренцевом море, и норвежские законодатели были уверены, что новый участок шельфа площадью 44 тысячи квадратных километров содержит значительные запасы углеводородов.
В июне 2013 года парламент Норвегии Стортинг принял решение открыть эту неизученную территорию для освоения. Решение основывалось на информации, указывавшей на то, что в этом районе есть крупные запасы нефти и газа и что разработка месторождений принесет большой доход государству.
Тогдашний руководитель Норвежского нефтяного директората Бенте Нилан в 2012 году признавала, что данные сейсморазведки в этом районе «наполняют ее надеждой».
Министерство скрыло служебную записку
Но политики не знали всей картины. Как сообщает телерадиокомпания NRK, Министерство нефти и энергетики намеренно не дало ход служебной записке, в которой говорилось, что проекты в этом районе могут оказаться вообще нерентабельными.
В записке, подготовленной нефтяным директоратом, утверждалось, что разработка месторождений нефти и газа в этом районе не принесет доходов в случае падения цены на нефть на 30 процентов.
В 2013 году средняя цена на нефть превышала 108 долларов за баррель. Два года спустя она упала ниже 50 долларов.
В документе также подчеркивается, что здесь оправдаются затраты только на разработку крупных месторождений.
По полученной NRK информации, министерство дало четкие указания директорату говорить о возможностях этого района в положительном ключе и не озвучивать отрицательные оценки затрат.
Протест со стороны экологов
Тогда министром нефти был Ула Буртен Муе. В своем комментарии NRK он подчеркнул, что «Стортинг получил всю необходимую информацию» по этому вопросу. Но ряд современных политиков критикуют то, как решался этот вопрос.
«Тогдашнее правительство не дало ход информации, [и] Стортинг не был поставлен в известность о существующих данных, указывавших на опасность того, что юго-восточная часть Баренцева моря окажется нерентабельной», — заявил бывший министр климата и окружающей среды Ула Эльвестуен.
В этом его поддерживают экологические организации. В комментарии по электронной почте менеджер по связям с общественностью «Гринпис» Ауд Хегли Нурдё подчеркнула, что «правительство уже в 2012 году знало, что освоение может оказаться нерентабельным, [но] ни налогоплательщикам, ни парламенту эту тайну не раскрыли».
Климатический иск
Служебная записка, о которой ранее было неизвестно, была обнародована в связи с продолжением судебного разбирательства по климатическому иску к норвежскому государству.
Дело, получившее название «Народ против нефти», будет рассматриваться Верховным судом Норвегии с 4 ноября в течение семи дней.
За иском стоят экологические организации «Природа и молодежь» и «Гринпис». Дело было передано в Верховный суд после того, как организации проиграли в двух нижестоящих судах.
Экологи утверждают, что, открыв в 2016 году северную часть Баренцева моря для освоения нефтегазовых ресурсов, государство нарушило статью 112 конституции страны.
Статья 112 гласит: «Каждый имеет право на окружающую среду, благоприятную для здоровья, и на природу, продуктивность и разнообразие которой сохраняются. Освоение природных ресурсов должно происходить на основе комплексных долгосрочных соображений, которые будут обеспечивать это право и для будущих поколений. Чтобы гарантировать сохранение вышеупомянутого права, граждане вправе получать информацию о состоянии природной среды и о последствиях любого планируемого или реализуемого вмешательства в природу. Государственные власти должны принимать меры по воплощению этих принципов в жизнь»