Крупнейший в Европе завод по производству батарей для электромобилей могут разместить на севере Швеции
Наличие чистой воды, недорогая «безуглеродная» энергия, стабильные энергосети – таковы требования компании «Нортволт», вышедшей на финальную стадию поиска места для завода по производству аккумуляторных батарей.
Завод сметной стоимостью свыше 4 млрд. евро будет иметь четыре участка мощностью 8 ГВТч в год. По площади – около 500.000 кв. м – он будет равен девяти футбольным полям.
В среду «Нортволт» опубликовала список из восьми шведских и двух финских муниципалитетов, возможности которых будут изучаться более пристально с целью выбора оптимального местоположения для завода. Не удивительно, что в муниципалитетах проявляют большой интерес: завод обеспечит работой примерно 2500 человек.
«Нас поразил интерес, проявленный муниципалитетами по всей Скандинавии. Мы выслушали около сорока предложений и решили продолжить переговоры с восемью шведскими и двумя финскими муниципалитетами. Мы активно продвигаемся вперёд, чтобы гарантировать себе ведущую роль на европейском рынке», – говорит руководитель компании Петер Карлсон.
«Чистая» энергия
На севере Швеции в список попали и Лулео, и Шеллефтео. «Чистая» энергия, высококвалифицированные кадры, большой простор для промышленной деятельности говорят в пользу Лулео – самого северного из городов, в отношении которых предстоит провести более глубокие исследования. Когда здесь открылся гигантский дата-центр «Facebook’а» (2013), это дало многочисленные сопутствующие эффекты.
С приходом «Facebook’а» в регионе построили десять дата-центров.
Растущий спрос на аккумуляторы для электромобилей и современных решений в области возобновляемой энергетики в Европе позволяет компании «Нортволт» привлечь инвесторов к строительству нового завода по их производству.
Завод-гигант «Tesla»
В настоящее время в штате Невада, США, «Тесла» в сотрудничестве с «Панасоником» строит завод по производству аккумуляторов общей энергоемкостью 35 ГВтч в год, чего достаточно для снабжения полумиллиона электромобилей. «Нортволт» планирует производить 32 ГВтч в год.
В Неваде оценивают строительство в 2,4 млрд долл., а экономический эффект от проекта – в 100 млрд за ближайшие два десятилетия, считая зарплаты работникам и положительные эффекты для общества.
Европейский автомобильный рынок переходит с машин на ископаемом топливе к электромобилям, и Норвегия здесь лидирует. В стране самая высокая в мире доля электромобилей на душу населения – в стране с населением 5 млн человек их насчитывается свыше 100.000. В 2016 году на долю электромобилей приходилось 29% рынка, а к 2025 году правительство намерено полностью прекратить продажи новых автомобилей на ископаемом топливе.
Начало строительства в следующем году
В «Нортвлоте» сообщают, что строительство завода литий-ионных батарей должно начаться уже в 2018 году и займёт шесть лет.
«Задача этим летом иметь готовое решение, в отношении каких площадок компании следует провести экологическую экспертизу и начать процесс получения разрешения», – сообщает компания.
Кроме Лулео и Шеллефтео, в финальный список вошли муниципалитеты Евле, Гётеборг, Мальмё, Мариестад-Скёве, Норрчёпинг, Вестерос (Швеция), Котка-Хамина и Вааса (Финляндия).
«Требования для размещения завода «Нортволта» ислючительные, учитывается наличие земли, пригодной для промышленного использования, энергоснабжения, водных источников для охлаждения, условий для получения экологических и прочих разрешений. Эти требования должны быть выполнены в сжатые сроке. Кроме того, принимаются во внимание логиcтические условия, в том числе выход к морскому порту, железной дороге и международному аэропорту. «Нортволт», кроме того, оценивает местный рынок труда, промышленные традиции и близость к университетам», – говорится в сообщении компании.