На фоне рекордного сокращения площади льдов в Арктику идут суда

tanker-icebreaker-sovcomflot2_0

Резкий скачок судоходства по далекому российскому арктическому маршруту обусловлен беспрецедентным уровнем таяния морских льдов в последние недели.

По данным Национального центра данных по снегу и льду США, на 15 июля площадь ледового покрова составила 7,51 млн квадратных километров — на 330 тысяч квадратных километров меньше рекорда для этого времени года, установленного в 2011 году.

По утверждениям ученых, основной причиной таяния морских льдов является тепловая волна, прошедшая в мае и июне по побережью российской Арктики и приведшая к значительному сокращению ледового покрова в море Лаптевых и Баренцевом море.

Уже в середине июля Северный морской путь (СМП) был практически свободен ото льда, а к 20 июля полностью открытой оказалась вся его акватория.

Судя по ледовым картам российского Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, на наиболее сложных с точки зрения ледовой обстановки участках пути — проливе Вилькицкого и Восточно-Сибирском море — для движения судов никаких препятствий нет.

Много судов

По данным Администрации Северного морского пути, сейчас в акватории СМП находятся более 50 судов. Часть из них — это танкеры, доставляющие углеводороды арктических месторождений на азиатские рынки.

Первые танкеры-газовозы прошли по маршруту еще в конце мая, установив рекорд по времени начала навигации.

Первым 19 мая с терминала в арктической Сабетта курсом на Китай вышел «Кристоф де Маржери». Вскоре за ним последовали «Владимир Воронин» и еще ряд танкеров.

В то время как «Кристоф де Маржери» сопровождал ледокол, следующие суда прошли большую часть маршрута самостоятельно, без помощи ледоколов.

26 июля в восточной части СМП находилось в общей сложности 16 танкеров, часть которых — это малые танкеры, попавшие в Арктику по великим сибирским рекам. По данным сайта Marine Traffic, на маршруте также находится несколько грузовых судов.

Рост перевозок

В последние годы на СМП наблюдается  взрывной рост судоходства. В 2019 году по маршруту было перевезено 31,5 млн тонн грузов — почти на 60 процентов больше, чем годом ранее.

Рост продолжился и в 2020 году. В первом полугодии объем перевозок по российскому арктическому маршруту составил 14,5 млн тонн, увеличившись на 1,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Экспериментальные рейсы

В России возлагают большие надежды на грузоперевозки по СМП, видя в нем потенциальную альтернативу Суэцкому каналу. По утверждениям госчиновников, в ближайшее время перевозки по маршруту из Европы в Азию можно будет осуществлять в течение девяти-десяти месяцев года.

Рекордно ранний рейс «Кристофа де Маржери» был призван показать, что перевозки возможны и в условиях толстых весенних льдов. По словам представителей отрасли, экспериментальные рейсы будут проводиться и зимой.

По словам председателя совета директоров «Совкомфлота» Сергея Франка, его судоходная компания в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом» и производителем природного газа «Новатэк» в январе-феврале 2021 года проведет экспериментальные рейсы по самой сложной, восточной части СМП.

Уже в этом году объем грузов, направляемых по восточной части маршрута, составит 2,4 млн. тонн — в два раза больше, чем в прошлом году, пишет газета «Коммерсант».

arcticice.200720-1000x707

Ледовый покров в Арктике на 20 июля 2020 года. Карта: Арктический и Антарктический научно-исследовательского институт

/barentsobserver.co/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru