Внутренняя граница для «внутренних вод»

M_Grigoriev_x220Михаил Григорьев, директор консультационного центра «Гекон», член научного совета при Совете безопасности Российской Федерации.

/Из выступления на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и её континентальном шельфе» 8 ноября 2013 г./

Я хочу обратить внимание на не слишком очевидную проблему, которая, тем не менее, весьма значима для повышения инвестиционной привлекательности арктических районов и их успешного освоения. Арктическая зона России является одним из ключевых регионов развития нефте- и газодобычи в стране, при этом значимую роль здесь играет освоение континентального шельфа. Однако в современном законодательстве, регулирующем деятельность на шельфе, существует ряд противоречий.

Необходимо отметить, что понятие «континентальный шельф» в российских законодательных актах природоресурсной направленности размыто. В одних случаях упоминается шельф в целом, в других выделяются общепринятые последовательные зоны – внутренние морские воды, территориальное море и собственно континентальный шельф. Хотелось бы отметить, что границы внутренних морских вод как объекта ограничительного недропользования и приложения льготного законодательства не определены. Внутренние воды в российском законодательстве названы морскими. В то время как международное законодательство (UNCLOS – Конвенция ООН по морскому праву, вступила в силу в России 11 апреля 1997 г.) использует термин «внутренние воды», называя их неотъемлемой частью государства, и рассматривая прибрежные акватории совместно с реками, озёрами и другими водоёмами.

Внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмерена ширина территориального моря РФ. Законодательно исчерпывающе определены границы территориального моря и континентального шельфа, исходя из удалённости от установленных законом исходных линий. Для внутренних морских вод однозначно определена только внешняя граница, совпадающая с исходными линиями, положение внутренней (ближе к суше) границы не установлено. Так, согласно Федеральному Закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (редакция от 7 июня 2013 г., статья 1), внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. Их внешняя граница – перечень географических координат, точек, определяющих положение исходных линий для отсчёта территориального моря России, утверждена постановлением Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и 15 января 1985 г., но внутренняя граница Федеральным Законом не определена.

Если воды являются морскими, то они должны быть солёными или, по крайне мере, солоноватыми. Используя это несложное условие, как один из вариантов, мы можем определить внутреннюю границу по объективным показателям (безусловно, с учётом сезонных колебаний).

Obskaya_Guba_Map_Litc_131128EC_x660

Что же происходит сейчас? На карте северных районов Западной Сибири мы видим неопределённость с критериями отнесения лицензионных участков к так называемым «шельфовым», имеющим, как было сказано выше, особый статус. Подчеркнём, что не только доступ к этим участкам ограничен, но на них распространяется ряд принятых для шельфов льгот. На группу Каменномысских месторождений, значительно удалённых внутрь материка даже от зимней границы солоноватых вод, выданы именно морские лицензии. Можно назвать месторождение Каменномысское-море, но средние глубины на реке Обь в этом месте составляют 5,4 м.

Говоря о разработке ресурсов Арктики, мы понимаем, что основная деятельность по освоению ресурсной базы происходит (и в среднесрочной перспективе будет происходить) на периферии арктической суши и в ближайших акваториях. При этом очевидно, что из двух первоочередных для освоения регионов – Печорское и Карское моря, второй имеет первостепенное значение. Именно внутренние морские воды северных районов Западной Сибири приобретут доминирующее значение за счёт реализации здесь крупных инвестиционных проектов.

Несомненно, что в освоении региона принимают участие компании различных форм собственности. И крайне важно для инвестора иметь ясное представление о том, к каким районам применимы те или иные нормы, определяющие характер недропользования. Подобная ситуация характерна и для других арктических морей: Хатангский залив моря Лаптевых, например.

Рассматриваемый регион крайне привлекателен для инвесторов: на его территории открыт ряд месторождений нефти и газа, выявлены перспективные структуры. Часть из них располагается в акваториях низовий рек Обь, Таз и других.

Компаниям необходимо ясное представление о правовом статусе этих территорий для обоснованного планирования деятельности и принятия инвестиционных решений. В разрешении этой коллизии заинтересованы и администрации разных уровней: от субъектов федерации до муниципальных образований.

Необходимо законодательно определить внутренние границы морских вод с целью установления зон деятельности нефтяных и газовых компаний различных форм собственности. Это насущно необходимо для решения задач, поставленных утверждённой президентом «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности», в которой освоению ресурсов нефти и газа отводится первостепенная роль.



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru