Новый порт на Баренцевом море и 500-километровая железная дорога соединят Азию с Арктикой

 

dsc_2169-1000x666

Железнодорожная ветка от Карпогор до Индиги протяженностью 500 км — один из новых инвестиционных проектов, обсуждающихся сейчас в рамках российской стратегии по развитию инфраструктуры в Арктике.

«В целом абсолютно нормальный, несложный рельеф, никаких особо дорогостоящих работ здесь нет», — рассказал журналистам на этой неделе временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Александр Цыбульский, сообщает государственное информационное агентство ТАСС.

Стоимость строительства железнодорожной ветки от более масштабного Белкомура оценивается в 200 млрд рублей.

Белкомур — это давно планируемая железная дорога от Соликамска на Урале через Сыктывкар в республике Коми до Архангельска на берегу Белого моря. Эта железнодорожная магистраль на европейском севере России сократит расстояние от Урала и Сибири до Архангельска на 800 километров.

Как сообщает ТАСС, в поселке Индига на берегу Баренцева моря на подготовку к строительству глубоководного круглогодичного порта уже потрачено пять миллионов долларов.

На масштабные работы по строительству портовых сооружений, которые начнутся в следующем году, заложены еще большие деньги. По данным частного инвестиционного фонда АЕОН, инвестиции в порт, который торжественно откроют в 2025 году, могут превысить 300 млрд рублей (4,13 млрд долларов).

Новый российский арктический транспортный узел в Индиге сможет переваливать от 80 до 200 млн тонн грузов в год.

В числе грузов, которые пойдут по незамерзающему Баренцеву морю через порт в Индиге, будут уголь, древесина, бумага, удобрения и химические продукты. Эти грузы, предназначенные для мирового рынка, будут поступать по новой железной дороге из Казахстана, Киргизии и Китая.

В случае ввода в эксплуатацию в 2025 году Индига станет первым крупным транспортным узлом, связывающим Азию с Арктикой.

Китай и Архангельск

При этом ожидается, что строительство Белкомура приведет к значительному росту грузопотока через новый глубоководный порт Архангельска.

Как ранее сообщал Barents Observer, глубоководный порт в дельте Северной Двины под Архангельском будет частично построен на китайские деньги.

Соглашение о намерениях по реализации проекта глубоководного порта было подписано в 2016 году между компаниями «Арктический транспортно-промышленный узел “Архангельск”» и пекинской Poly International Holding Co.

«Для нас Китайская Народная Республика — один из ключевых партнеров в рамках реализации большого блока арктических проектов, причем, проектов масштабных, крайне серьезных», — заявлял в то время тогдашний губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Сейчас его преемник Александр Цыбульский ожидает от Белкомура и ветки до Индиги еще большего экономического эффекта.

«Мы сможем забрать большую часть того груза, который сегодня уходит на экспорт и уходит через Петербург, и тем самым серьезным образом и создать экономические предпосылки для наших инвесторов, чтобы они здесь активнее развивались и не тратили лишние деньги на транспортировку», — рассказал Цыбульский ТАСС.

Из Китая через Киргизию

Врио губернатора указал на то, что одним из ключевых игроков для отправки через Арктику грузов, как собственных, так и транзитных из Китая, является Киргизия.

«Сегодня Киргизия стоит на пороге принятия инвестиционного решения по строительству железных дорог. Они на сегодняшний день планируют строить ее вдоль страны для того, чтобы китайские грузы перевозить через себя и дальше через территорию соседней страны выводить уже на железнодорожную сеть», — сказал Цыбульский.

Он уточнил объемы: «… у нас, во-первых, появляются, киргизские грузы — их не очень много, я думаю, до 5 млн тонн. Мы можем взять часть китайских грузов… Плюс мы можем взять на себя Казахстан, это предмет ежегодной договоренности на высшем уровне — транзит порядка 30-40 млн тонн угля».

Экономически эффективно?

Не все убеждены в том, что перенаправление грузопотока из Азии на мировые рынки через Арктику будет происходить со скоростью, прогнозируемой российскими властями.

Арильд Муе, профессор Института Фритьофа Нансена в норвежском Осло, уже несколько десятилетий занимается исследованиями российских инвестиций в Арктику и судоходства по Северному морскому пути.

Он рассказал Barents Observer, что есть несколько планов развития транспортных связей между севером и югом.

«Железная дорога «Белкомур» с Урала до Архангельска обсуждается уже много лет, но практически почти ничего не происходит», — сказал профессор Муе.

Он напомнил о предыдущих планах в отношении порта в Индиге, которые ни к чему не привели.

«Сначала в Индиге планировалось создать СПГ-терминал, но этот проект забросили. Объем инвестиций очень велик», — пояснил Муе.

«Не сразу понятно, в чем состоит экономическая целесообразность отправки грузов из Средней Азии или Китая через Арктику, если пунктом назначения являются западные рынки», — добавил он.

/barentsobserver.co/



Print This Post Print This Post
©2020 Pro-arctic.ru