Российский СПГ лишился конкурента

Mozambique-LNG-project-on-track-Total-confirms

Крупный СПГ-проект в Мозамбике мощностью 13 млн тонн, который должен был стать одним из конкурентов российскому сжиженному газу в середине 2020-х годов, может развалиться. Основной акционер проекта французская Total объявила форс-мажор из-за военного конфликта в стране. Почти все объемы с завода в Мозамбике уже законтрактованы, и теперь покупатели будут вынуждены искать других поставщиков, что потенциально улучшает ситуацию для «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа и СПГ-проекта «Газпрома» на Балтике. Но, предупреждают аналитики, нехватка газа также может стимулировать старт новых проектов в США.

Французская Total объявила форс-мажор на строящемся СПГ-проекте Mozambique LNG в Мозамбике и продолжает выводить персонал с площадки, сообщила компания 26 апреля. Еще в январе компания эвакуировала основную часть персонала из-за атак боевиков на соседний город Пальма, но 24 марта заявила о том, что возобновляет строительные работы, поскольку местное правительство объявило участок в 25 км вокруг проекта зоной безопасности. Однако уже 30 марта на фоне новых нападений повстанцев сотрудники были эвакуированы с площадки.

На этом фоне Total пересматривает соглашения с подрядчиками. Инвесторы Mozambique LNG рассчитывали произвести первый СПГ на проекте в 2024 году, его планируемая мощность — 13,1 млн тонн (может быть расширена до 43 млн тонн). Теперь, учитывая объявление форс-мажора, эти сроки сдвинутся. FID по проекту был принят в 2019 году. В феврале глава Total Патрик Пуянне сообщал, что Mozambique LNG по состоянию на конец 2020 года завершен на 21%. Total управляет СПГ-проектом в Мозамбике с долей 26,5%, получив этот пакет в сентябре 2019 года. Партнерами Total в проекте являются также Mitsui (20%), ENH (15%), по 10% у ONGC, Beas Rovuma Energy, BPRL, еще 8,5% у PTTEP.

Мозамбик планирует войти в число крупнейших мировых экспортеров СПГ, сейчас в стране прорабатываются проекты совокупной мощностью около 30 млн тонн в год. В том числе ExxonMobil запланировала проект Rovuma LNG на 15,2 млн тонн, но FID по нему уже несколько раз откладывался. На шельфе Мозамбика итальянская Eni строит завод Coral FLNG на 3,4 млн тонн: планировалось, что первый газ будет подан на сжижение в 2022 году.

Mozambique LNG на долгосрочной основе подписал контракты почти на весь объем. Так, контракты подписаны с Shell (на 2 млн тонн в год), французской EdF (1,2 млн тонн), китайской CNOOC (1,5 млн тонн), британскими Centrica и японской Tokyo Gas (совокупно на 2,6 млн тонн в год), индийской Bharat Petroleum Corporation (1 млн тонн), а также с японской JERA и тайваньской CPC (совокупно на 1,6 млн тонн) и индонезийской Pertamina (1 млн тонн). Ближайшим крупным рынком сбыта Mozambique LNG является Индия, поэтому возможная задержка с его вводом открывает нишу и для российских поставщиков.

По оценке Екатерины Колбиковой из Vygon Consulting, приостановка проекта Mozambique LNG (Area 1) снизит ожидаемые вводы строящихся мощностей в мире на 10%, до 126 млн тонн, в результате общая загрузка СПГ-заводов в 2024–2025 годах вырастет почти на 2%. Прогнозная себестоимость производства Mozambique LNG сопоставима с «Ямал СПГ» — $4,4 за Mmbtu, и, по сути, освобождается ниша для более эффективных проектов, в числе которых и российские. Вероятно, полагает она, контракторы СПГ Мозамбика, а это наполовину страны АТР и наполовину портфельные покупатели, будут искать краткосрочные контракты для закрытия своих нужд.

В случае переноса сроков проекта в Мозамбике можно ожидать роста интереса индийских, китайских и японских компаний к российскому СПГ, считает аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. В частности, речь идет о втором заводе НОВАТЭКа — «Арктик СПГ-2», а также о проекте «Газпрома» в Усть-Луге, если при его реализации будет соблюден заявленный срок ввода в 2025 году. В то же время, предупреждает аналитик, потенциально выпадающие с рынка 12,88 млн тонн СПГ — это довольно большой объем, который может стимулировать ввод новых проектов и в США.

/www.kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2021 Pro-arctic.ru