«Газпром нефть» добавит виртуальности
ПАО «Газпром нефть» заинтересовано использовать решения на базе технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Нефтяная компания совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустили программу индустриального партнерства, которая позволит отобрать наиболее успешные стартапы, развивающие VR/AR-технологии, а в дальнейшем интегрировать их продукты в реальные производственные процессы «Газпром нефти». Игроки рынка VR/AR отмечают, что сейчас многие отрасли стали активно экспериментировать с технологиями VR. Это связано с тем, что разработчики накопили существенный опыт, а технологии становятся более доступными и недорогими
Согласно программе партнерства, «Газпром нефть» и ФРИИ будут совместно развивать специализированный трек VR (программа для стартапов по ускорению развития бизнеса и взаимодействию с крупнейшими отраслевыми экспертами) на базе акселератора ФРИИ. Подать заявку на участие в треке могут только стартапы, имеющие готовые VR-продукты или прототипы для решения прикладных задач в сфере промышленности, в частности в нефтедобыче. Как сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы ФРИИ, прием заявок будет идти до 14 июня 2017 г. Трек будет набираться в рамках 13-го акселератора ФРИИ, который начнет работу 21 сентября 2017 г. «То есть, помимо целого ряда курсов в рамках акселерационной программы, у VR/AR-стартапов, набранных для трека, будет еще доступ к отраслевой экспертизе в этой области», — пояснил он.
Сотрудник ФРИИ уточнил, что фонд запустил многоуровневую программу развития VR/AR-cтартапов только в конце февраля. «VR/AR — это очень перспективное направление в плане капитализации. Проектов в этой сфере в портфеле ФРИИ всего два-три», — отметил он, добавив, что рассказать подробнее о них сможет позже.
Участники стартапов VR-трека смогут поработать на площадках двух технопарков «Газпром нефти» в Петербурге и Омске, изучить опыт коллег, уже внедривших VR-проекты на производстве. По итогам VR-трека самые успешные проекты — выпускники акселератора, показавшие лучшие результаты роста, смогут претендовать на инвестиции ФРИИ в размере до 30 млн руб. и интеграцию своих решений в реальные производственные процессы «Газпром нефти».
Как сообщил начальник департамента ИТАТ «Газпром нефти» Константин Кравченко, компания заинтересована в сотрудничестве со стартапами, которые используют технологии геймификации. «Такие решения актуальны для обучения сотрудников основам промышленной безопасности. Кроме того, поскольку подразделения «Газпром нефти» расположены по всей России, мы заинтересованы в VR-оборудовании, позволяющем проводить удаленные рабочие встречи с возможностью условно находиться в одной комнате и видеть в режиме реального времени 3D-прототипы коллег, — рассказал он. — Третья интересная для нас сфера — проекты, с помощью которых инженеры смогут проводить предварительное тестирование промышленных объектов в виртуальной реальности, благодаря чему снизится стоимость строительства новых объектов или ремонта уже имеющихся».
Как говорит заместитель директора по развитию ФРИИ Евгений Борисов, VR и AR-технологии — одно из приоритетных направлений инвестирования для ФРИИ. По оценкам Goldman Sachs, уже к 2025 г. мировой рынок решений на базе технологий VR и AR составит более $13 млрд, а к 2020 г. достигнет $25 млрд. «Крупный бизнес в РФ уже внедряет решения виртуальной и дополненной реальности в производство, а в обозримом будущем эти решения станут доступны и для малого и среднего бизнеса», — подчеркнул он.
Как отметил Илья Вигер, генеральный директор VR Concept (российский разработчик программного обеспечения для виртуального прототипирования), сейчас идет этап, когда практически все отрасли стали активно экспериментировать с технологиями VR. «Происходит консьюмеризация технологии VR, она становится более доступной и, соответственно, дешевой, — отметил он. — Компании, занимающиеся технологиями виртуальной реальности, накопили существенный опыт, а компании-потребители начали понимать эффективность использования. На наш взгляд, технологии виртуальной реальности наиболее эффективны в образовании, строительстве и машиностроении».
VR Concept занимается VR для индустриального применения более 10 лет. По словам Ильи Вигера, VR Concept сотрудничает в основном с компаниями из трех отраслей — образовательной (МГУ, УГАТУ, Кванториумы), сложного машиностроения (ОСК) и строительной («Атомстройинжиниринг»). Он отметил, что специалисты компании уже работали с такими компаниями, как «Лукойл», «Роснефть», а также с Университетом нефти и газа им. Губкина, Санкт-Петербургским горным университетом, Томским политехническим университетом. «Накопившийся опыт позволил нам начать разработку собственного программного решения VR Concept, которое прекрасно справляется с визуализацией инженерных моделей, обеспечивает удаленную работу и адаптировано под любые существующие системы виртуальной реальности, включая промышленные системы типа CAVE», — пояснил он.
По оценкам J’son & Partners Сonsulting, рынок VR/AR-решений в России составляет небольшую фракцию мирового рынка. «Но у России есть все шансы занять достойное место на нем, и темпы роста рынка в ближайшие несколько лет будут выше 100%, ввиду низкой базы и глобального тренда», — отметил руководитель департамента трансформационных технологий Big Data, AI и VR J’son & Partners Сonsulting Парвиз Исхаков. Пока технологии VR/AR скорее редкость в плане их применения крупными компаниями. Среди известных проектов — это реализация виртуального моделирования производственных процессов со стороны таких компаний, как «Газпром», «Сибур», «Росатом». Можно отметить проект мэрии Москвы — приложение «Узнай Москву», созданные комнаты виртуальной реальности в Центре технологии судостроения и судоремонта, а также МЧС.
По подсчетам J’son & Partners Сonsulting, в настоящее время глобальный рынок VR и AR оценивается в размере $2-5 млрд. Драйвером его развития станет значительное снижение стоимости пользовательского оборудования, что позволит насытить глобальный рынок шлемами виртуальной реальности и очками дополненной реальности к 2020 г.