Минфин не хочет новых льгот для нефтяников и газовиков
Минфин выступает против консолидации финансового результата разных шельфовых проектов при расчете налога на прибыль, хотя вице-премьеры Аркадий Дворкович и Александр Хлопонин такую идею поддержали. Этот механизм призван помочь нефтегазовым компаниям минимизировать налоговые платежи в начале разработки месторождений. Впрочем, по мнению аналитиков, реальный эффект этих льгот в условиях санкций и низких цен на нефть был бы невелик.
Как стало известно «Ъ», в правительстве не сложилось единого мнения о том, нужно ли разрешать консолидацию финансового результата по нефтегазовым проектам на российском шельфе для взимания налога на прибыль. По итогам июльского совещания у вице-премьеров Аркадия Дворковича и Александра Хлопонина консолидация поддержана, однако теперь выяснилось, что Минфин против. «С нашей точки зрения, консолидация финансового результата нецелесообразна»,— заявили «Ъ» в пресс-службе министерства, добавив, что окончательное решение на уровне правительства пока не принято.
Дискуссии об этом механизме поддержки начались еще в середине 2015 года в свете того, что после введения западных санкций освоение шельфа, прежде всего арктического, идет слишком медленно. Единственное шельфовое месторождение в Арктике, где ведется добыча,— Приразломное («Газпром нефть»). Консолидация финансового результата предполагает, что база по налогу на прибыль будет рассчитываться не для каждого месторождения по отдельности, а в целом по всем шельфовым проектам определенной компании. Для этого проекты должны быть выделены в специальное юридическое лицо.
Нефтяники и газовики настаивают: если брать весь срок жизни месторождения, то размер налога на прибыль при консолидации не меняется, так как отрицательные денежные потоки приходятся только на начало разработки.
Но для Минфина такой подход означает, что в первые годы в рамках шельфовых проектов, вероятно, не будет платиться вообще никаких налогов на прибыль. При этом, подчеркивают в Минфине, шельфовые проекты уже имеют существенные льготы по экспортной пошлине и НДПИ. Хотя, например, по мнению «Роснефти», этих льгот недостаточно: в начале июня она просила перевести новые месторождения Печорского моря из второй (льготная ставка НДПИ 15% в течение семи лет) в четвертую категорию сложности. На это не соглашается уже Минэкономики. В то же время на совещании у вице-премьеров было также согласовано применение повышающего коэффициента 1,5 к расходам на геологоразведку при расчете налога на прибыль при добыче нефти. Для наиболее сложных проектов, в том числе шельфа, и дорогостоящих работ (бурение) предлагается применять коэффициент 3,5 — Минприроды и Минфин должны разработать критерии применения такого коэффициента.
В «Роснефти» и «Газпроме», которым разрешено работать на шельфе, от комментариев отказались. Виталий Крюков из Small Letters полагает, что введение консолидированного результата для шельфовых проектов упростит их администрирование, добавит прозрачности в плане учета расходов. Учитывая это, государству будет проще определить налоговый режим, считает аналитик. С другой стороны, он полагает, что в ситуации, когда перспектива активной разработки шельфа выглядит очень далекой в условиях санкций и текущих низких цен на нефть, не стоит рассчитывать, что консолидация финансового результата окажет какое-то существенное влияние на инвестиционные решения компаний.