Хельсинки приглашает Осло поставить арктический транспорт на рельсы
«Я хотела бы предложить финским и норвежским транспортным ведомствам сообща изучить проект Арктической железной дороги и возможные маршруты, выяснить, что необходимо пользователями и определить возможную бизнес-модель», – говорит министр транспорта и коммуникаций Финляндии Анне Бернер в письме своему норвежскому коллеге Хетилу Сулвик-Ульсену, копия которого имеется в распоряжении Barents Observer’а.
«Северный Ледовитый океан открывает возможности и перед Финляндией и Норвегией, и перед всей Северной Европой», – подчёркивается в письме.
Письмо, датированное 17 мая (День Конституции Норвегии), поступило за несколько дней до визита министра иностранных дел Финляндии Тимо Сойни в Осло. Встреча в Осло проходит 23-24 мая с участием министров иностранных дел всех северных стран.
По словам Анне Бернер, проект железной дороги можно рассматривать в связке с инициативой так называемого Северо-Восточного кабеля – оптоволоконного кабеля, проходящего по Северному морскому пути из Европы в Азию.
«Мне известно, что особое значение для Норвегии имеет модернизация и возможное расширение транспортной сети на севере страны, – пишет финский министр. – Думаю, сейчас подходящее время провести совместное исследование сообщения с Северным Ледовитым океаном».
В норвежском Национальном транспортном плане – государственной стратегии по пнфраструктуре, охватывающей период с 2018 по 2029 гг, содержатся положительные сигналы в отношении возможности железнодорожной линии между финским Рованиеми и норвежским Киркенесом, расположенном на берегу Баренцева моря.
«Если финские государственные власти возьмут на себя инициативу оценки возможности железнодорожного сообщения между Финляндией и Киркенесом, норвежские власти готовы внести свой склад», – говорится в транспортном плане.
Анне Бернер является давним сторонником соединения Рованиеми (финская Лапландия) железной дорогой с норвежским баренцевоморским побережьем. В прошлом году на заседании Совета северных стран она выдвинула эту инициативу, особо отметив, что Арктическую железную дорогу необходимо будет связать с «Rail Baltica» – планируемым туннелем через Хельсинки-Таллин. Финский залив.
Совместное норвежско-финское обоснование проекта прекрасно впишется в разработку регионального плана Северной Лапландии на срок до 2040 года, подчёркиваетт Бернер. В этот план будет внесено исследование возможности железнодорожного сообщение Соданкюля-Киркенес и его альтернатив, говорится в письме финского министра.
«Планируется составить общую картину транспорта и логистики в Арктическом регионе», – объясняет Бернер. – Значение региона растёт в перспективе северных стран и Европейского Союза. С учётом туризма, добывающей промышленности, использования Северо-Восточного прохода, нефтегазовых поставок, рыбного и лесного секторов, регион приобретает формы экосистемы деловой жизни и основы для экономической деятельности».
11 мая Финляндия приняла председательские полномочия в Арктическом совете, ведущем международном органе в области сотрудничества регионе. Развитие инфраструктуры, по всей вероятности, будет одним из приоритетов двухгодичного финского председательства. Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля проявил интерес к арктическому железнодорожному проекту. В радиоинтервью в 2015 году он отметил, что инфраструктурная связка может стать приоритетным вопросом предстоящего финского председательства в Арктическом совете.