НОВАТЭК вернул перевалку СПГ в Мурманск

KMO_111307_33591_1_t218_214007

НОВАТЭК возвращается к практике перевалки сжиженного природного газа с газовозов ледового класса на обычные танкеры возле острова Кильдин в Мурманской области. Прежде из-за нехватки специалистов в пандемию перевалка была перенесена в норвежский Хоннингсвог. Перевалка в российских водах сложнее, чем в Норвегии, из-за тяжелых условий работы в Кильдинском проливе

НОВАТЭК возобновил рейдовую перевалку СПГ по схеме борт-в-борт в Мурманской области возле острова Кильдин. По данным Marinetraffic, 21 ноября СПГ-танкер ледового класса Arc7 «Николай Евгенов», вышедший из порта Сабетта 18 ноября, и танкер Arc4 Yamal Spirit, вернувшийся из Гибралтара, встали на погрузку недалеко от Мурманска. Первым внимание на это обратил Reuters, в НОВАТЭКе на запрос “Ъ” не ответили.

Источники “Ъ” в отрасли говорят, что по итогам пробной перевалки, прошедшей в августе, поступило много замечаний от судоводителей «Совкомфлота». В частности, речь шла о том, что место неудобное, узкое и открытое для волнения. В «Совкомфлоте» это не комментировали.

В конце октября CFO НОВАТЭКа Марк Джетвей сообщал, что компания намерена осуществить первую перегрузку СПГ с газовоза Arc7 на обычные танкеры в Мурманске в ноябре. До этого, в конце марта, НОВАТЭК вынужденно возобновил перевалку в норвежском Хоннингсвоге из-за пандемии коронавируса: компания не смогла мобилизовать иностранных технических специалистов для запуска перевалки в РФ.

НОВАТЭК стремится осуществлять перевалку в российских водах даже несмотря на то, что Норвегия до сих пор вполне успешно отражала давление США, которые призывали Осло отказать РФ в таких операциях. Кроме того, условия для самой перевалки борт-в-борт в Хоннингсвоге более благоприятны, нежели в Кильдинском проливе. Екатерина Колбикова из Vygon Consulting замечает, что основной экономический эффект от перевалки в Мурманске для НОВАТЭКа заключается в оптимизации логистики дорогих танкеров арктического класса. Плечо транспортировки для таких танкеров сократится в среднем с 28 дней (в том случае, если бы они шли в Европу) до 7 дней, и, следовательно, снизятся операционные затраты. По ее словам, несмотря на выраженную сезонность фрахтовых ставок, в среднем за последние два года на обычные газовозы они сохраняются на достаточно низком уровне в $70–80 тыс. в сутки. По оценкам аналитика, использование обычных танкеров на плече от Мурманска до Европы позволит снизить затраты на фрахт на $0,2 за MBTU, или примерно на $10 на тонну.

В целом экономия для проектов НОВАТЭКа «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ 2» суммарно может составить порядка $180 млн в год. В перспективе же с вводом собственного перегрузочного терминала в Мурманске НОВАТЭК сможет развивать рынок бункеровки СПГ, а также запустить спотовую торговлю на базисе FOB Мурманск и привязывать к нему долгосрочные контракты. Такое решение, в частности, избавит НОВАТЭК от необходимости самостоятельно обеспечивать доставку СПГ на рынок покупателя. «С учетом высокой загрузки судоверфей и больших очередей на строительство как в мире, так и в РФ, это стратегически правильное решение для будущих проектов компании»,— считает она. Аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов добавляет, что в случае таких временных решений, как перевалка с борта на борт, будь она в Норвегии или Мурманске, речь идет также о наработке компетенций российских специалистов и отработке технологического процесса.

/www.kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2021 Pro-arctic.ru