Арктический шторм потрепал буровую установку Saturn.
Согласно распространённому пресс-службой компании «Газпром нефть» сообщению, самоподъёмная буровая установка (СПБУ) GSP Saturn, принимавшая участие в бурении разведочной скважины на Долгинском месторождении, доставлена в порт Мурманска для зимней стоянки. «Буксировка платформы с месторождения началась 6 ноября, через несколько дней СПБУ из-за неблагоприятных погодных условий сделала остановку в районе мыса Канин нос. После улучшения погоды транспортировка была продолжена и платформа доставлена в порт в рабочем состоянии без аварий и чрезвычайных происшествий», – говорится в сообщении.
По данным Государственного морского спасательно-координационного центра Минтранса России, 8 ноября с платформы GSP Saturn (судовладелец GRUP SERVICII PETROLIERE) поступила информация о том, что штормовой волной сорвало одну из спасательных шлюпок и повредило вертолётную площадку. С СПБУ был эвакуирован весь экипаж: 21 человек на аварийно-спасательное судно «Спасатель Карев» (флаг России, ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»); 25 человек на судно поддержки Strilborg (флаг Норвегия, владелец Simon Møkster Rederi AS – дочернее предприятие Simon Møkster Shipping AS). После вынужденной остановки буксирный караван и платформа продолжили путь в порт Мурманск со скоростью 3,8 узла. В буксировке также участвовали AHTS Stril Challenger и AHTS Stril Commander, принадлежащие ещё одному подразделению норвежской Simon Møkster Shipping AS – Stril Offshore AS.
Платформа Saturn румынской GRUP SERVICII PETROLIERE была построена в 1988 г. и ходит в настоящее время под панамским флагом. Как сообщает «Газпром нефть», платформа Saturn имеет необходимые допуски на осуществление буровых работ на арктическом шельфе. «В 2009 г. платформа прошла полную модернизацию, включающую монтаж современного бурового и судового оборудования, а также специальную подготовку для работы в северных широтах в условиях существенных ветровых и волновых нагрузок. С 2009 г. СПБУ Saturn имеет допуск Нидерландов и Дании на осуществление буровых работ на шельфе Северного моря, что свидетельствует о её соответствии современным международным стандартам промышленной и экологической безопасности. В апреле 2014 г. завершилась очередная инспекция платформы организацией American Bureau of Shipping (АВS, Американское бюро судоходства), которая подтвердила соответствие установки всем необходимым требованиям и стандартам для выполнения безопасного бурения скважин. О готовности СПБУ к работам в арктических широтах также свидетельствуют результаты проверки, проведённой специалистами Lloyd’s Register – компании, являющейся мировым лидером по осуществлению независимых технических инспекций морских буровых установок. В мае 2014 г. аудитор подтвердил, что все приготовления, необходимые для эксплуатации установки в суровых климатических условиях, были выполнены. Кроме того, в конце мая 2014 г. Ростехнадзор провёл выездной аудит платформы, установив, что буровая установка отвечает всем требованиям российского законодательства в сфере промышленной и экологической безопасности», – сообщает «Газпром нефть».
В 2012–2013 годах платформа осуществляла буровые работы на одном из проектов в Северном море компании Wintershall, давнего делового партнёра «Газпром». У дочерней Wintershall Noordzee B. V., которая занимается поиском и добычей нефти и природного газа на юге Северного моря (Нидерланды, Великобритания, Дания) был подписан долгосрочный договор с румынской GSP на использование СПБУ Saturn. В частности, в декабре 2012 г. Saturn в результате бурения разведочной скважины на участке F17–10 Wintershall обнаружила у берегов Нидерландов, в 120 км к северу от Ден-Хелдера, нефтяную залежь со значительным потенциалом. Нужно напомнить, что в рамках обмена активами с Wintershall российский «Газпром» должен был получить 50% долю в Wintershall Noordzee. Но сейчас масштабная сделка между компаниями отложена в результате санкций.
Эксперты критикуют «Газпром нефть» за привлечение старой, пусть и недавно модернизированной, техники в Арктике. В аналогичную ситуацию попала Shell на арктическом шельфе Аляски, где компания также использовала модернизированные буровые установки. В конце 2012 г. после завершения сезона геологоразведочных работ буровое судно Kulluk получило повреждения в ходе морской транспортировки в сложных погодных условиях. В результате никто из персонала платформы не пострадал, серьёзного ущерба экологии не было нанесено. Однако арктическая программа Shell по бурению в море Бофорта и Чукотском море на шельфе Аляски была приостановлена и до сих пор не возобновлена.
Критически отмечен поздний вывоз платформы с Долгинского месторождения, поскольку в это время года в Баренцевом море бывают сильные шторма. «Более недели GSP Saturn пережидала шторм, стоя у мыса Канин нос с опущенными опорами. В данной ситуации это, наверное, был единственный способ избежать более серьёзных повреждений. Но такое положение отнюдь не безопасно: если бы стоянка продлилась дольше, могло начаться обледенение платформы, в том числе механизмов спуска опор. Сохранять равновесие тогда было бы крайне трудно, ведь подводные течения могут подмыть грунт под одной из опор», – отмечает Гринпис. Экологи вспоминают трагические события трёхлетней давности, когда во время буксировки в сезон штормов в Охотском море затонула платформа Кольская вместе с 53 членами экипажа и персонала.
Кроме того, экологи критикуют компании за информационную закрытость. О происшествии стало известно лишь спустя несколько дней. Как утверждает Гринпис, владелец СПБУ Grup Servicii Petroliere упорно его отрицал, а государственные органы неохотно делились информацией. Хотелось бы поддержать коллег. Только предельная информационная открытость и честность со всем, что у нас происходит в арктических акваториях, может способствовать более ответственному отношению компаний к реализуемым проектам на Крайнем Севере и шельфе, и, возможно, позволит спасти чью-то жизнь в итоге.