В правительстве изучают три варианта прогноза перевозок по Севморпути

 

333_pSpepvpmpochrppchuchtch chrchypbpa

Минвостокразвития подготовило три сценария развития грузооборота по Северному морскому пути (СМП) до 2030 года и с перспективой до 2035 года. Проект доклада правительству в настоящее время согласовывается в министерствах, пишет «Коммерсантъ».

Базовый сценарий предполагает, что ключевые перспективные грузоотправители — «Восток Ойл» «Роснефти», а также проекты «Арктик СПГ-2″, «Арктик СПГ-1″ и «Обский СПГ» НОВАТЭКа — выполняют свои планы, а также не испытывают нехватки в ледоколах и инфраструктурных мощностях. В этом случае грузопоток по Севморпути в 2024 году составит 74 млн тонн, затем он вырастет до 224 млн тонн к 2030 году и до 230 млн тонн к 2035 году, причем до 75% грузопотока будет приходиться на нефть и СПГ. В этом варианте наибольшее влияние на показатели имеет «Восток Ойл», который должен начать отгрузку 30 млн тонн нефти в год уже в 2024 году, а к 2030 году достичь 100 млн тонн в год. Кроме того, сценарий предполагает 30 млн тонн транзитных грузов по СМП к 2030 году.

Оптимистичный сценарии перевозки по Севморпути предполагает рост к 2024 году уже до 81 млн тонн, к 2030 году — до 244 млн тонн, к 2035 году — до 288 млн тонн. Здесь дополнительный рост происходит за счет будущих проектов «НОВАТЭКа» «Арктик СПГ-1″, «Арктик СПГ-3″ и еще до 12,3 млн тонн СПГ с добычного проекта «Юрхаровнефтегаз», а также проектов освоения Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна АЕОН Романа Троценко. При этом учтен отмененный проект «Газпрома» по производству СПГ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море: грузопоток с этого проекта предусмотрен на уровне 17 млн тонн в 2028 году и 50 млн тонн в 2035 году. В «Газпроме» это не стали комментировать, «НОВАТЭК» не ответил на запрос издания.

Консервативный сценарий предполагает, что «НОВАТЭК» из-за санкций откажется от реализации проектов «Обский ГХК» и «Арктик СПГ-1″, а ряд других проектов, в том числе «Восток Ойл», сдвинутся вправо или их мощность будет сокращена. В этом сценарии грузопоток в 2030 году составит 117 млн тонн и 131 млн тонн к 2035 году, транзитные перевозки будут достигать 38 млн тонн в год. Транзитный грузопоток по Севморпути в 2023 году может составить 4 млн тонн, в 2024 году — 7 млн тонн за счет перенаправления угольной продукции через терминал «Лавна» в Мурманской области.

В документе также приводится мнение «Росатома», который предполагает, что увеличить транзит по СМП к 2030 году можно за счет двусторонних договоренностей с иностранными партнерами о поставках до 50 млн тонн грузов в Китай, 10 млн тонн — в Южную Корею, по 5 млн тонн — в Японию, Вьетнам и Индию, до 3 млн тонн — в Таиланд. Планируется, что в 2024 году ледокольная группировка для обеспечения проводки по СМП будет состоять из восьми атомных и трех неатомных ледоколов, в 2030 году и 2035 году — девяти атомных и пяти неатомных ледоколов.

Как отмечается в проекте документа, к 2035 году может потребоваться дополнительное усиление восточного сектора СМП тремя ледоколами ЛК-60 и еще одним ледоколом проекта «Лидер». «Таким образом, дефицит ледоколов к 2035 году составляет не менее четырех единиц», — пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на документ.

Бюджетные средства на строительство ледоколов в 2024-2026 годах сокращены: для «Лидера» на 6,26 млрд рублей, для трех ЛК-60 — совокупно на 4,64 млрд рублей. Это, как следует из проекта документа, не позволит вводить ледокольный флот в контрактные сроки, а также может привести к «недостижению цели инициативы «Круглогодичный Севморпуть». В «Росатоме» изданию сообщили, что сроки поставки ледоколов регламентированы нормативными актами правительства и госконтрактами, «никаких изменений в этих документах нет».

 

/www.interfax.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru