Экономика северных регионов. Развитие малого и среднего предпринимательства в Заполярье.

A_Fedotovskih_x100_(Miniature)Александр Федотовских, первый заместитель председателя ТОР «Северные промышленники и предприниматели» РСПП, к.э.н., профессор РАЕ, член Арктической академии наук;

 

V_Poteryakhin_x100_(Miniature)Владимир Потеряхин, заместитель главы РОР «Союз руководителей Заполярья», председатель Союза предпринимателей «Поддержка».

 

Новый виток промышленного освоения Арктики предполагает не только дальнейшую реорганизацию производственной сферы, но и расширение существующей инфраструктуры. Малое и среднее предпринимательство может стать активным участником реализации «Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2020 г.». Однако это станет возможным только при создании единых условий экономической деятельности на всех территориях, входящих в Арктическую зону РФ. Для этого необходимо внедрить специальный комплекс мер особой экономической политики для северных регионов, предложенный «Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области» в 2011 г.

Освоение Русской Арктики стало темой, не оставляющей равнодушными сотни тысяч людей, проживающих не только на Севере, но и по всей стране. К сожалению, приходится констатировать, что многие годы, с середины 80-х годов двадцатого столетия и до недавнего времени, бытовало мнение, о том, что Заполярье является скорее источником проблем, или как говорили некоторые эксперты – «территориальным углом» России, но не её движущей силой. Но история показывает, что примерно так власти Российской Империи в XIX веке относились к другой своей северной территории – Аляске, теперь уже бывшей и являющейся одним из самых северных и самобытных штатов США. И теперь у нас появилась возможность не повторять прошлых ошибок.

Существенные ответы на вопросы о возможности начала нового витка освоения Арктики в феврале 2013 г. озвучил Президент РФ Владимир Путин, подписавший Арктическую стратегию до 2020 г. Этот документ не только стал ориентиром для развития макрорегиона, но и заострил огромное внимание на инфраструктурных проблемах Крайнего Севера и путях их решения.

Рост интереса к Арктике обуславливают перспективы разработки месторождений углеводородов и других полезных ископаемых в регионе. В случае если будет налажена промышленная добыча арктических ресурсов нефти и газа, их запасов хватит на сотни лет вперёд. По мнению академика В. Богоявленского, для того, чтобы освоение Арктики стало достаточно простым и экономически выгодным, на первом этапе необходим только финансовый капитал, а современных технологий уже достаточно. Однако наличие только ресурсной базы не является конечным условием для освоения всего потенциала Арктической зоны РФ. Его реализация возможна при комплексном развитии энергетики, береговой транспортной и промышленной инфраструктуры, научно-образовательного комплекса, среды обитания человека, внедрения инноваций и новых технологий, в том числе в области экологии и устойчивого развития.

1_x1380

Рис. 1, 2, 3. Основные документы федерального уровня, регламентирующие развитие Арктической зоны РФ: Стратегия, Госпрограмма (в настоящее время «заморожена») и Дополнения в Стратегию ТОР «СПП» 2013 г.

Источник: www.nrd.ru

Россия при освоении Арктики уже столкнулась с целым комплексом экономических, технических, экологических, природно-климатических и социальных проблем. Необходимо подключение и самое активное участие в разработке и реализации программ развития Заполярья, помимо власти, крупных коммерческих и государственных корпораций, науки и представителей малого и среднего предпринимательства, осуществляющего поддержку развития инфраструктуры Севера в настоящее время.

В ответ на актуальные вопросы в марте 2014 г. более тридцати экспертов из шести городов РФ – предприниматели, политики и общественные деятели – подготовили ряд практических предложений по включению малого и среднего бизнеса в программы и планы создания северной инфраструктуры. Катализатором этих процессов стало заявление губернатора Красноярского края Л. Кузнецова на XI Красноярском экономическом Форуме (КЭФ-2014), где он сообщил о создании так называемого арктического кластера, включающего в себя развитие Норильского промышленного района, а также освоение шельфа Таймыра. Этот регион был объявлен территорией опережающего социально-экономического развития (далее ТОСЭР) наряду с другими областями Дальнего Востока, Красноярского края и Республики Хакасия.

L_Kuznetcov_4_x660

Scheme_5_x660

Map_6_x1024

Рис. 4,5,6. Выступление губернатора Красноярского края Л. Кузнецова на КЭФ-2014;
ТОР «Таймырский кластер»; Зоны опережающего экономического развития РФ.
Источники: http://www.iapress-line.ru; http://www.dela.ru; http://www.strategy-center.ru

Развитие малого и среднего предпринимательства в Заполярье является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики макрорегиона. Поэтому три некоммерческих объединения бизнесменов – «Северные промышленники и предприниматели», Союз предпринимателей «Поддержка» и «Союз руководителей Заполярья» поддержали предложение о создании территорий опережающего социально-экономического развития (не только в Норильске, но и других городах Крайнего Севера) с преференциями для малого и среднего бизнеса. Речь идёт о содействии компаниям малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и ведущим хозяйственную деятельность только на территориях Арктической зоны РФ.

О создании в административных рамках того или иного района или городского округа специальных, особо благоприятных, условий для предпринимательской деятельности в феврале 2014 г. заявил Председатель Правительства РФ Д. Медведев. В настоящее время ТОСЭРы планируется создавать только на Дальнем Востоке, однако, организация арктических территорий опережающего социально-экономического развития станет ещё одним шагом в реализации инициативы «Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области» по программе реализации особой экономической политики для северных регионов.

В связи с этим предлагается реализация целого комплекса мер, среди которых рассмотрение на федеральном и региональном уровне возможности для организации арктических агломераций. Северные города теряют своих жителей в катастрофических масштабах. Мурманск, Норильск и Магадан за последние двадцать лет покинули до 40% горожан. Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. предполагает развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой. На востоке страны это даст возможность быстрому развитию городов с самым значительным объёмом накопленного инновационного потенциала. Однако развитие многих городов Заполярья выпадает из тренда. В создании городских агломераций речь идёт не о формальном объединении (все муниципальные образования остаются самостоятельными), а о социально-экономическом сотрудничестве, дающем кумулятивный эффект. В настоящее время функционирует только одна северная Архангельская агломерация из 34 проектов, реализуемых в настоящее время в стране.

Scheme_01_x660

9_x660

Map_8_x660

Рис. 7,8,9. Структурные схемы Архангельской агломерации.

Источник: http://ru.convdocs.org

Но одна такая агломерация в Арктической зоне не решит всех вопросов макрорегиона, необходимо создание настоящей цепочки таких образований, проходящей с запада на восток страны. Тогда система точечного расселения, превалирующая в настоящее время, преобразуется в совокупность северных агломераций. Города, не способные стать агломерациями по географическим и экономическим показателям, должны войти в состав территорий опережающего развития.

Мы считаем необходимым направить в правительство предложение по организации единого экономического пространства на основе создания ТОСЭР, входящих в Арктическую зону РФ с особыми условиями регулирования как внутри субъектов, так и между регионами:

  • создать в Мурманске, Норильске, Архангельске и других (по согласованию сторон и выдвижению регионов) ТОСЭР с особыми условиями экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ввести квоты для участия в государственных, муниципальных и коммерческих тендерах для местных предприятий. Компании, не зарегистрированные на территориях Крайнего Севера, зачастую исполняют свои обязательства недобросовестно, при этом платят зарплаты и налоги по месту регистрации, выводя средства из регионов;
  • включить компенсации из бюджетов всех уровней на уплату в социальные фонды платежей за сотрудников предприятий среднего и малого предпринимательства, работающих в инновационной сфере;
  • снизить НДФЛ до 7–10%, налог на прибыль организаций до 10%, обнулить пошлины и налоги на имущество, а также НДС;
  • превратить приарктические территории в особую по налоговому и административному статусу зону, упростить порядок получения разрешений на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможенных процедур на ввоз оборудования и т. д.;
  • легализовать законодательно «полярные» и компенсационные выплаты в регионах Арктической зоны, в которых такая процедура не проведена;
  • реализовать новую систему управления приарктическими территориями на федеральном уровне, создав в составе Правительства РФ Министерство по делам Севера, аналогичное по функциям и полномочиям Минвостокразвитию РФ;
  • расширить закон №392-ФЗ «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 03. Декабря 2011 г. и включить в его состав территории Арктической зоны РФ, учитывая специфику особенностей размещения производительных сил, уровня жизни и ряд иных факторов.

Полагаем своевременным обратиться к руководству общественных объединений предпринимателей федерального уровня с инициативой о создании Комитетов (комиссий) по делам Севера. Создание полноценных структур по вопросам развития Крайнего Севера становится особенно актуальным в 2013–2014 гг. после принятия ряда важнейших решений по социально-экономическому развитию приарктических территорий на федеральном уровне. В частности, принята «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.», создано и функционирует Минвостокразвития РФ, а также ряд профильных министерств по делам Севера в региональных правительствах. В состав будущих Комитетов по делам Севера пригласить представителей компаний, политиков и общественных деятелей со всех территорий приарктической зоны для выработки единой позиции в области экономической политики.

Мы поддерживаем инициативы сенатора СФ ФС РФ, спецпредставителя Президента РФ по Арктике и Антарктике А. Чилингарова по созданию «Фонда Крайнего Севера и Арктики» (Правительство РФ) и о создании Полярной комиссии РАН.

10_x660

11_x660

Рис.10,11. Сенатор Совета Федерации РФ А. Н. Чилингаров и Карта регионов присутствия.

ГК по развитию Сибири и Дальнего Востока РФ.
Источники: http://glnews.ru; www.timesru.com

В РФ действует Корпорация по развитию Сибири и Дальнего Востока и Фонд развития Дальнего Востока, располагающие значительными финансовыми ресурсами и способные поддерживать проекты, реализующиеся в ДФО и СФО. Организация подобной структуры для Крайнего Севера также способна активизировать вопросы освоения новых территорий и развитие предпринимательства. Воссоздание Полярной комиссии РАН – дань исторической справедливости. Комиссия вела свою деятельность с 1914 г. по 1936 г. и ведала вопросами координации исследований, проводившихся в Арктике силами различных ведомств. Её создание было связано со стремлением отечественных учёных сохранить приоритет в научных изысканиях арктических территорий. В настоящее время наблюдается разрозненность в действиях государственных структур, научных организаций и частных компаний, участвующих в развитии Арктической зоны РФ. Полярная комиссия станет центром координации научной работы, согласования деятельности исследовательских центров, для активизации научной и инновационной деятельности в Заполярье, что станет важным фактором организации, планирования и определения прогнозов и перспектив дальнейшего освоения Арктики.

Считаем необходимым создание межмуниципального координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях Арктической зоны РФ из представителей структур общественных объединений предпринимателей для снижения административных барьеров и реализации совместных программ и проектов.

Таким образом, начнётся долгожданное формирование единых правил игры для развития малого и среднего бизнеса на всех арктических территориях. Со временем подключатся также информационные и научные центры. Заявленная твёрдая позиция, подкреплённая реальными шагами со стороны Правительства РФ и региональных органов власти на уровне губернаторов и правительств, через 10–15 лет может превратить Арктику в объект объёмного межрегионального экономического сотрудничества.

Крупнейшие российские компании осознали возможности и перспективы, которые предоставляет им освоение Арктики. Поддержка их деятельности государством будет создавать новые государственно-частного партнёрства (ГЧП), и развитие огромных территорий может происходить иначе, чем в настоящее время.

13_x660

12_x330


Рис. 12,13. Проекты ГЧП в Заполярье: «Белкомур» и «Северный широтный ход»

Источники: http://arh.mk.ru и www.rbcdaily.ru

Кроме того, не нужно исключать и трёхстороннее сотрудничество «государство – бизнес – общество». Считаем необходимым организацию комплексного мониторинга развития Арктики как макрорегиона. Только такой подход способен дать новую жизнь российскому Заполярью, сделать его важной составляющей набирающей обороты отечественной экономики. Пока же мы можем только констатировать, что внятная государственная экономическая политика, направленная на развитие Арктической зоны отсутствует, и многие усилия российского бизнеса и отдельных предпринимателей остаются невостребованными.



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru