Расширение зон контроля за выбросами к 2025 году повысит привлекательность СПГ для судоходных компаний
С 2020 года начинается ряд существенных преобразований в нормативной базе относительно экологичности перевозок водным транспортом. С 2020 года Международная морская организация (IMO) снизит допустимое содержание серы в судовом топливе с 3,5 до 0,5%. Это означает, что грязное бункерное топливо нельзя будет использовать на международном морском транспорте
Зоны SECA (Sulfur Emission Control Areas) были сформированы в 2010 году. В этих зонах, в которые на сегодняшний день входят акватории Северного и Балтийского морей, пролив Ла-Манш, Карибское море и 200-мильные зоны США и Канады, введен запрет на использование высокосернистого топлива. С 2015 года предельно допустимая концентрация составляет 0,1%. В перспективе может быть введено еще несколько зон по всему миру: район Австралии, Средиземное и Баренцево моря, побережье Норвегии. Дополнительно могут быть введены требования к судовому топливу в Арктическом регионе, что станет существенным вызовом для отрасли.
При этом в 2020 году также вступят в силу поправки к Полярному кодексу, предполагающие запрет на использование тяжелого судового топлива, а в 2021-м – дополнительные требования по ограничению содержания отравляющих веществ в выбросах.
Судоходные компании стоят перед выбором использования судового топлива. В качестве соответствующих ограничениям топлив судовладельцы, как правило, рассматривают следующие варианты: газойль, ULSFO, судовые топлива с ультранизким содержанием серы, в производстве которых используются как легкие, так и тяжелые компоненты, а также сжиженный природный газ.
Как отметил Сергей Воронуха, руководитель направления по логистике сжиженного природного газа ООО «Газпромнефть Марин Бункер», судовладелец стоит перед выбором: использовать более дорогое топливо (дистилляты, гибридное топливо) или новые конструктивные решения, которые потребуют серьезных дальних вложений. Первый вариант привлекает судоходные компании, поскольку уже известны принципы работы с топливом, переход не потребует серьезных технологических изменений, кроме установки очистительных систем. Тем не менее проблемой станут не только экономические вложений в покупку оборудования, но и решение вопроса с утилизацией отходов очистной системы. Также потребуется система удаления продуктов сгорания. Альтернативой установке скрубберов станет использование СПГ.
С. Воронуха отмечает два основных плюса использования СПГ: экологичность (снижение выбросов оксидов серы практически на 100%, оксидов азота – на 85%, углекислого газа – на 20% и твердых частиц – на 100%) и экономичность (энергетические показатели СПГ на 20% экономичнее по массе, чем тяжелое судовое топливо, и на 15% экономичнее, чем дистилляты).
До 2020 года прогнозируется рост флота на СПГ в количестве 250 единиц в год.
При сравнении с прогнозируемым мировым приростом, который оценивается в 11 тыс. ед., к 2030 газотопливный флот составит примерно 3,7 тыс. ед., что составит практически 30% мирового прироста. В перспективах до 2030 года по разным оценкам ожидается увеличение потребления СПГ в размере от 10 до 40 млн т в год. «Газпромнефть Марин Бункер» ожидает около 20 млн т. По оценкам консалтинговых компаний, средний срок окупаемости вложений в судно на СПГ составляет 7 лет (что будет зависеть от характеристик судна и времени нахождения в зонах контроля выбросов). К примеру, для контейнеровоза грузовместимостью 14 тыс. контейнеров, задействованного на маршруте Азия – Западное побережье США, срок окупаемости инвестиций составляет до 2 лет.
Заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ» Александр Буянов рассказал, что терминал КС «Портовая» указал, что стоимость загрузки газа в терминал составит около $350, к этому добавить стоимость работы судна-бункеровщика – и ожидаемая общая цена составит $400–450.
Для успешной реализации проекта по бункеровке СПГ необходимо создание дополнительной инфраструктуры для заправки судов, отгрузки на малотоннажные СПГ-суда. Также важным пунктом станет обеспечение круглогодичной навигации в Арктике.
С. Воронуха предложил обеспечить программу по субсидированию и льготному кредитованию для проектов по строительству и переводу судов на СПГ. Он отметил, что возможно введение дополнительных скидок на портовые сборы. Также потребуется перевод обслуживающего флота на СПГ, развитие промышленности в области создания газотопливных двигателей либо отмена импортных льгот на аналогичное оборудование. На данный момент существенным ограничением можно назвать отсутствие нормативной базы.