Россия спускает на воду новый мощнейший в мире ледокол

1

Двухреакторный 170-метровый стальной гигант, способный уверенно пройти сплошным ледовым полем трехметровой толщины и протащить за собой караван судов, — на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге сегодня спустят на воду второй атомный ледокол проекта 22220 — «Сибирь». Первым и головным стала «Арктика», сошедшая со стапелей в июне 2016-го. Эти атомоходы станут самыми мощными в мире.

Балтийский завод подготовил «Сибирь» к спуску на воду всего за два с половиной года — ледокол заложили в мае 2015-го. После спуска достройка продолжится на плаву. Атомоход стал первым серийным изделием проекта 22220. Кроме «Сибири», завод по контракту с ФГУП «Атомфлот» строит еще два судна этого проекта — головной атомоход «Арктика» и второй серийный «Урал».

Весной стало известно, что ранее заявленные сроки сдачи их в эксплуатацию сдвинулись и по новому графику «Арктику» планируется сдать в первой половине 2019 года, «Сибирь» и «Урал» — в ноябре 2020 года и ноябре 2021 года. Причинами сдвига оказались проблемы с поставками турбинного оборудования для двигательных установок.

Универсальные двухосадочные атомные ледоколы ЛК-60Я проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Размеры этих гигантов впечатляют: длина  — 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. В состав экипажа будут входить 75 человек. Технический проект атомоходов разработало ЦКБ «Айсберг».

Неделю назад машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом» — холдинг «Атомэнергомаш» завершил изготовление и отправил в Санкт-Петербург первый ядерный реактор силовой установки РИТМ-200 для «Сибири». Она включает два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Это новое поколение установок, для которых  разработали технологии и инструменты, не применявшиеся ранее не только в России, но и в мире. У РИТМ-200  уникальная энергоэффективная интегральная компоновка, что обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости и ледопроходимости, а также двойную осадку судов, которая позволяет использовать их и в арктических морях, и в устьях северных рек. Перезагрузка топлива — раз в семь лет. Для примера: за это время дизельному ледоколу пришлось бы потратить 540 тысяч тонн арктического дизельного топлива.

Чуть больше года назад, на спуске «Арктики», гендиректор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко заявил, что такие ледоколы открывают принципиально новые возможности и в сфере обеспечения обороноспособности страны, и в решении экономических задач. Они займутся проводкой судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря, на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Имея 30 дизельных и четыре атомных ледокола, Россия стала основным оператором в Арктике. Северный морской путь вряд ли когда-нибудь заменит Суэцкий канал, но может взять на себя около 20% морского судоходства Европа — Азия, особенно с учетом российских проектов по добыче в Арктике нефти и газа.

Государство держит создание атомного флота на особом контроле — в начале июля этого года руководство Балтийского завода лично докладывало приехавшему на предприятие секретарю Совбеза Николаю Патрушеву по всем перспективным проектам, в том числе о планах по строительству атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Этот ледокол разрабатывается в Крыловском государственном научном центре и сможет пробивать путь во льдах толщиной около четырех с половиной метров при скорости два узла (скорость хода на чистой воде — 24 узла). По словам президента Владимира Путина, «Лидер» появится к 2025 году.

Ледокол сможет обеспечить круглогодичное движение кораблей и судов по Северному морскому пути, независимо от погоды и ледовой обстановки (правда, для этого потребуется серия из трех-четырех подобных гигантов). При неограниченной дальности плавания «Лидера» и длине корпуса в 209 метров его ширина — 47,7 метра — обеспечивает ледокольную проводку самых крупных танкеров и газовозов. Очевидно, и в интересах ВМФ проект 10510 будет востребован во всех арктических морях — от Баренцева и Карского до Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.

На палубе ледокола есть комплекс для вертолетов Ми-8, Ми-38 и аналогичных зарубежных моделей. Многофункциональные краны в районе кормы позволяют проводить ремонтные работы, включая замену лопастей гребных винтов. Два реактора РИТМ-400 находятся внутри герметичной защитной оболочки из радиационно-стойких стали и бетона. Конструкция реакторного отсека может выдержать падение вертолета, посадку на мель, столкновение с другим судном.

1505258624

/ria.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru