Минприроды признало санкции основанием для изменения лицензий
Все три пункта выглядят слишком общими, поэтому в каждом конкретном заявлении власти будут требовать их конкретизации. По словам главы пресс-службы Минприроды Николая Гудкова, при подаче заявления с просьбой внести изменения в лицензию со стороны компаний необходимо будет объяснить, в чем заключаются «обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых была предоставлена лицензия на пользование недрами». В их числе, как разъяснил он РБК, могут фигурировать санкции против компании или отдельных видов ее деятельности (например, глубоководного бурения на шельфе), существенное изменение экономических условий, меняющих структуру затрат и рентабельность разработки месторождения, последствия природных
Законопроект не допускает изменение лицензий, по которым не устранены нарушения, согласно направленным регулирующими органами предписаниям.
Новая редакция закона «О недрах» также расширяет перечень сведений, которые должны содержаться в лицензиях на участки шельфа. При этом для месторождений нефти и газа на суше объем необходимой информации в таких документах сокращается. Так, сроки и виды проведения геологоразведочных работ на них нужно указывать теперь не в лицензиях, а в техническом проекте разработки месторождения, который изменить проще.
Правительство приняло решение о введении временного моратория на предоставление лицензий на арктическом шельфе в начале сентября 2016 года. С такой инициативой выступало именно Минприроды. К моменту введения моратория между «Роснефтью» и «Газпромом» были распределены 80% подготовленных к разведке участков на российском шельфе, отмечал тогда глава Минприроды.
Представители «Роснефти» и «Газпрома» отказались комментировать поправки в закон «О недрах» и отвечать, готовятся ли они воспользоваться возможностью перенести разработку участков на шельфе из-за санкций или нерентабельности. Пресс-служба «Газпром нефти» оставила запрос РБК без ответа.
Источник РБК в «Роснефти» утверждает, что у компании пока нет планов запрашивать новые лицензии на шельфе Арктики, а также переносить разработку действующих месторождений: большинство таких изменений уже внесено в 2015–2016 годах. В июне 2016 года РБК писал, что Роснедра согласовали изменения по 31 участку недр на шельфе по просьбам нефтяных компаний, в основном связанные с переносом на несколько лет сроков проведения геологоразведки на них. По словам собеседника РБК в «Роснефти», до 2020 года компания планирует начать бурение на шельфе Карского и Черного морей, а также на Сахалине и в Печоре, что составляет немногим более 10% фонда действующих шельфовых лицензий компании (по его данным, у «Роснефти» на балансе 56 шельфовых участков). А по большинству других участков сроки буровых работ наступят позже: тогда компания решит, целесообразно ли просить откладывать их снова.
Директор аналитического центра «Гекон» Михаил Григорьев полагает, что включение в перечень оснований для изменения содержания лицензий последствий санкций против компаний и изменения экономики разработки месторождений закономерно: тем самым власти признают, что санкции не будут сняты в ближайшее время, а цены на нефть вряд ли вырастут до уровня выше $100. В этой ситуации, по мнению эксперта, нет смысла требовать от нефтяников проведения невыполнимых или убыточных работ, а придется пересматривать планы по добыче нефти на шельфе, принятые до введения санкций.