Правительство отложило идею создания корпорации Росшельф до улучшения ситуации на рынках
Вице-премьер РФ Ю. Трутнев поручил Минвостокразвития доработать законодательство по освоению континентального шельфа РФ в районах Арктики и Дальнего Востока, временным куратором этого вопроса может быть назначен Фонд развития Дальнего Востока. Об этом Ю. Трутнев сообщил 21 мая 2020 г.
Ранее глава Минвостокразвития А. Козлов написал письмо на имя вице-премьера с предложением отказаться от идеи создания единой госкорпорации Росшельф, которая бы курировала вопросы освоения российского шельфа.
Причиной отказа называлась сложная экономическая ситуация на мировых рынках, распространение коронавируса.
Тезисы Ю. Трутнева:
- никто от идеи отказываться не собирается, но ситуация на рынке изменилась, и закрывать на это глаза нельзя. В настоящее время инвестиционная активность на рынках снижена;
- я дал поручение, что всю законодательную структуру мы будем разворачивать, но создавать госкорпорацию будем только тогда, когда будет инвестор;
- предполагается, что до этого времени будет назначен куратор, скорее всего в лице Фонда развития Дальнего Востока, который займется проработкой этого вопроса, в том числе поиском инвесторов.
Основной задачей Росшельфа станет привлечение частных компаний к разработке месторождений на шельфе Арктики.
Эту тему в правительстве обсуждают уже жавно.
В очередной раз вопрос вновь был поднят в июле 2019 г., когда Ю. Трутнев предложил В. Путину идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ.
Сейчас по закону самостоятельно разрабатывать шельф могут только госкомпании — Газпром и Роснефть, которые получили 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, с обязательством пробурить 86 скважин за 20 лет.
Однако за прошедшее время пробурено только 5 скважин.
Т.е. первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорванными.
По разным оценкам такое медленное развитие проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб.
По мнению Ю. Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.
В конце 2019 г. Минвостокразвития разработало проект федерального закона, предполагающий создание госкорпорации Росшельф по освоению континентального шельфа РФ в районах Арктики и Дальнего Востока.
Он направлен на повышение эффективности освоения участков недр на континентальном шельфе РФ в арктических и дальневосточных морях.
Кроме того, законопроект предусматривал введение новой системы предоставления прав пользования недрами на континентальном шельфе России в арктических и дальневосточных морях, а также разовые платежи за пользование недрами.
Предполагалось разрешить допуск частных инвесторов к участию в проектах по освоению месторождений на шельфе на условиях вхождения в консорциумы с участием госкорпорации.
В конце февраля 2020 г. вице-премьер Ю. Трутнев сообщал, что принципиальных возражений по законопроекту о Росшельфе у правительства РФ нет.
Так, в августе 2019 г. министр энергетики А. Новак заявил, что считает целесообразным привлечение иностранных инвесторов к разработке арктического шельфа РФ для нераспределенных лицензий.
В сентябре 2019 г. Д. Козак и Ю. Трутнев по итогам рабочего совещания по вопросу о предоставлении доступа к шельфу Арктики дали ряд поручений в т.ч. внести в правительство РФ соответствующий проект ФЗ.
Однако 18 февраля 2020 г. Минэнерго и Минприроды довольно жестко раскритиковали подготовленный Минвостокразвитием законопроект.
Указывается, что создание корпорации будет стимулировать ввод в рентабельную разработку новых морских месторождений углеводородов.
Однако не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в т. ч. в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков недр.
Кроме того, Росшельф, согласно законопроекту, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме.
Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля.