Представители Якутии приняли участие в заседании Госкомиссии по Арктике
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков 20 ноября 2015 года принял участие в совместном заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, на котором обсуждены вопросы законодательного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
На мероприятии, проведённом спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и вице-премьером Правительства Российской Федерации, председателем Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрием Рогозиным, обсудили концепцию проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и об участии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны, в международных арктических форумах.
Начиная заседание, Валентина Матвиенко отметила, что в последние годы проблемам Севера уделяется всё большее внимание: был принят ряд концептуальных документов, проделана серьёзная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны страны. «Но, несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно, — выразила мнение модератор мероприятия, — Я имею ввиду отток населения, высокую степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры, особенно энергетической и транспортной». Беспокоит сенатора существенное сокращение населения в макрорегионе, отток квалифицированных молодых кадров и прибытие малоквалифицированной, социально не адаптированной рабочей силы. «Качество трудовых ресурсов, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными вызовами для современной российской Арктики», — подчеркнула она. Также среди проблем Валентина Матвиенко назвала износ социальной инфраструктуры, высокую долю ветхого и аварийного жилья в регионах Арктической зоны, «старение» ледокольного и речного флота. Отдельно остановилась на теме Северного морского пути, который «потенциально мог бы стать одним из наиболее оживлённых транзитных маршрутов в мире». «По мнению экспертов, грузопоток по этому направлению можно увеличить к 2020 году не менее чем в 15 раз», — сказала она.
К арктическому законодательству относится более 500 нормативных правовых актов, из которых более 50-и сохраняет силу ещё с советских времён. По мнению Валентины Матвиенко, в правовом регулировании Арктики преобладает отраслевой подход: действуют акты конституционного, административного, гражданского, экологического, земельного и других отраслей законодательства. «Такое дробление приводит к фрагментарности и разрозненности правовых норм. Это объективно препятствует решению многих важнейших вопросов – от утверждения принципов территориального подхода до стимулирования создания единой промышленно-транспортной инфраструктуры», — сказала она и добавила, что в текущем году состоялись заседания Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике в Якутске и Омске. В результате проведённого анализа пришли к единому мнению – необходимо принять специальный, системообразующий, межотраслевой, комплексный федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и предложила сформировать рабочую группу по разработке документа из представителей Правительства России, Администрации Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций с двумя сопредседателями – от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и от Государственной комиссии. Кроме того, предложила установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе».
По мнению Валентины Матвиенко, закон должен стать надёжным правовым фундаментом реализации экономических интересов России в Арктике, должен содержать меры по совершенствованию правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территориях Севера и Арктики, должен содействовать институциональному единству арктических территорий. «Обязательным условием должен стать комплексный характер проекта закона, наличие в нём производственного, ресурсного, транспортного, инфраструктурного блоков», — подчеркнула она и добавила, что в силу того, что Арктическая зона Российской Федерации крайне неоднородна по степени экономической освоенности, необходимо обеспечить максимально полное участие представителей всех регионов в работе над законопроектом.
Завершая выступление, Валентина Матвиенко отметила, что необходима единая мелодика отнесения территорий к Арктической зоне. Показывая на карту, спикер Совета Федерации отметила, что часть районов Якутии отнесена к Арктической зоне, а восемь труднодоступных улусов, которые также находятся за Полярным кругом, не вошли в перечень сухопутных территорий Арктической зоны России. «Такие же проблемы в Карелии и в других регионах», — отметила она и предложила пересмотреть методику отнесения территорий к Арктической зоне. «Сегодня Арктика, где проживает всего лишь около полутора процентов населения нашей страны, даёт примерно 12 процентов валового внутреннего продукта России, а социально-экономический потенциал её поистине неисчерпаем, и мы должны создать все условия для того, чтобы раскрыть его в полной мере», — подчеркнула она.
Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что «Арктика – это огромный, богатейший макрорегион, так как там находится более 80 процентов всех месторождений углеводородов России». Он согласился, что нерешённых проблем много. Прежде всего, необходимо решить, что такое Арктическая зона. «Чисто геометрическое произвольное деление – не укладывается в логику государственного мышления», — сказал он и добавил, что имеются также проблемы с недостаточным регулированием промышленной и транспортной инфраструктуры, поддержки предпринимательской деятельности, обеспечения социальных гарантий населения, проживающего или работающего в Арктической зоне. «Считаю, что наше обсуждение о разработке системообразующего законодательного акта, призванного собрать в единое целое предшествующие наработки, заполнить имеющиеся пробелы, должно носить конкретный и предметный характер. В Арктику нужно заходить, защищая её. Объединение усилий законодательной и исполнительной властей, конечно, позволят разработать и принять действенный законодательный механизм устойчивого и поступательного развития Арктической зоны», — подчеркнул он.
Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров сообщил, что Советом, прежде всего, был проведён анализ действующего арктического законодательства. Данный вопрос рассматривался на четырёх заседаниях Совета в текущем году в Москве, Якутске и Омске. «Анализ показал, что в настоящее время действует более 500 нормативных правовых актов, регулирующих правоотношение в Арктической зоне РФ. Этот, казалось бы, огромный массив документов, но он не создаёт надёжной законодательной основы для реализации целей и задач Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждённой Президентом России, и не создаёт механизмов для реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством Российской Федерации», — сказал сенатор. Причина в том, что многие документы принимались в совершенно другое время, совершенно других реалиях, создавались по ведомственному принципу и противоречат друг другу. Многие нормативные правовые акты носят фрагментарный и временный характер. «Нормативная база не соответствует реалиям сегодняшнего дня, тем более, задачам документа о стратегическом планировании. Необходимо разработать новый, целостный, комплексный, максимально полный и при этом максимально концертный закон», — поставил задачу Вячеслав Штыров.
Он отметил, что Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации совместно с Государственной комиссией по развитию Арктики и Министерством экономического развития подготовлены примерная концепция и структура проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». По мнению Вячеслава Штырова, закон должен быть направлен «на создание условий для получения новых доходов, развития новых видов деятельности», среди которых назвал создание особых экономических зон, территорий опережающего развития, реализацию проектов комплексного развития территорий на принципах государственно-частного партнёрства, поддержку опорных базовых городов, поддержку всех инноваций, разработанных для Арктики, и многое другое. В основу, по мнению докладчика, должны быть заложены научные знания. Вячеслав Штыров поставил срок – законопроект должен быть внесён в октябре-ноябре 2016 года внести на рассмотрение Правительства РФ и Законодательного Собрания – в Государственную Думу и Совет Федерации.
Заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский предложил рассматривать Арктическую зону как «особый экономический регион и регион с отдельным управлением». «Этот регион не однороден: это крупные и развитые центры как Мурманск и Архангельск, одновременно обширные, труднодоступные и малонаселённые территории Северной Якутии. Самое главное, что связывает эти территории воедино и выделяет на экономической карте России – это Северный морской путь», — отметил он.
Все выступавшие выразили поддержку обсуждаемому документу. Так, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской подчеркнул, что ведомство поддерживает разработку проекта федерального закона. Он отметил, что поставлена масштабная задача закрепления на законодательном уровне мер, направленных «на закрепление особенностей развития Арктического региона, рационального использования его природоресурсного потенциала и минимизации экологических рисков при освоении». Также в поддержку проекта федерального закона выступили губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, глава города Норильска Олег Курилов.
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Талия Хабриева предложила в основу разработки закона положить концепцию «устойчивого развития Арктической зоны». «Если мы говорим об устойчивом развитии, то это предполагает учёт тех подходов и трендов, которые имеются в мировой практике. Когда говорят об «устойчивом развитии», предполагается обязательное соблюдение необходимых финансовых и экономических показателей, что немаловажно, чтобы закон был в будущем «работающим», — пояснила она.
Депутат Государственной Думы Валентина Пивненко высказалась о критериях – природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических – по которым можно относить те или иные территории к сухопутным территориям Арктической зоны. Она сообщила, что проект закона был рассмотрен на социально-экономический секции Экспертного совета, были выработаны предложения, в том числе о включении в состав Арктической зоны восьми улусов Республики Саха (Якутия) и трёх районов Республики Карелия. При подведении итогов рассмотрения Вячеслав Штыров предложил Минэкономразвития России с участием Совета по Арктике и Антарктике в срок до 15 января 2016 года подготовить предложения по уточнению южных границ Арктической зоны РФ, в том числе с учётом предложений Республики Саха (Якутия) и Республики Карелия для последующего внесения их на рассмотрение Президента России. «Этот вопрос необходимо решить, не дожидаясь, пока будет готов закон. Он важен в практическом плане, для решения других вопросов», — отметил Вячеслав Штыров. Валентина Матвиенко отметила, что предложение обоснованное.
Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров предложил Правительству Российской Федерации включить проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в план законопроектной деятельности Правительства РФ. Депутат Государственной Думы Григорий Ледков предложил включить в состав рабочей группы представителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации.
Далее участники заседания рассмотрели вопрос об участии в международных арктических форумах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации. С докладом по данной теме выступили Глава Якутии Егор Борисов и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Егор Борисов рассказал о председательстве Республики Саха (Якутия) в Северном Форуме. Также с докладом выступил посол по особым поручениям министерства иностранных дел Российской Федерации Владимир Барбин.