Роснефть рассматривает варианты вывоза углеводородов с п-ва Таймыр по СМП
Также предусмотрена разработка основных технических решений создания рейдового перегрузочного комплекса (РПК) нефти.
Подготовка оптимальной МТС должна учитывать три варианта размещения РПК с учетом градации по приоритетности для вывоза углеводородов из порта Бухта Север в западном направлении, в том числе по трассам Северного морского пути (СМП).
Оборудование РПК предусматривается в акватории Баренцева моря.
Разработчик также должен будет учесть наличие РПК-3 Белокаменка, расположенного в среднем колене Кольского залива вблизи мыса Белокаменный.
В состав рейдового перегрузочного комплекса с обслуживающей инфраструктурой должны войти:
- рейдовые причалы, предназначенных для постоянной швартовки танкера-накопителя дедвейтом не менее 300 тыс. т,
- к бортам которых предусматривается подход и швартовка танкеров-челноков дедвейтом до 120 тыс. т (каждая грузовая партия около 125 тыс. м3) и танкеров-транспортировщиков дедвейтом до 200 тыс. т для выполнения перегрузочных операций;
- операционная акватория и подходной фарватер.
Транспортировка нефти по СМП предполагается с использованием танкеров-челноков ледового класса до РПК, с последующей перевалкой на танкеры-накопители или конвенционные танкеры экспортники для морской транспортировки до зарубежных нефтеперегрузочных терминалов в Европе.
При этом, ледовые условия в районе размещения РПК должны позволять осуществлять круглогодичные, круглосуточные работы по перегрузке нефтепродуктов с танкера-накопителя на танкер-отвозчик без ледового класса.
Ориентировочная площадь акватории для двух накопителей — 66 га
Вариант с включением в транспортную схему РПК-3 Белокаменка должен отразить экономический эффект от использования комплекса в перевалке в рамках проекта для принятия решения об его использовании.
Помимо этого, компания хочет получить сравнительный анализ по вариантам и местам размещения РПК на основе
- технической реализуемости,
- оценки затрат,
- анализа рисков, в тч юридических, с учетом реализуемой органами власти политики в северной зоне, по вариантам размещения объектов.
Роснефть пообещала уже в 2024 г. отгрузить с проекта «Восток Ойл» 30 млн т нефти по СМП. Отгрузка углеводородов предполагается из строящегося порта Бухта Север. Для приема и хранения нефти в порту Бухта Север будет построен резервуарный парк, куда будет поступать по нефтепроводу, соединяющему месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров.
Ожидается, что проект в рамках первой очереди обеспечит добычу, перевалку и транспортировку 50 млн т/год нефти, в рамках второй- до 100 млн т/год.