Подводный атомный газовоз может стать реальностью
«Оно [судно] будет уникальным, сочетающим в себе функции атомной подводной лодки и газовоза», — заявил Дмитрий Сидоренков, начальник сектора перспективного проектирования петербургского конструкторского бюро «Малахит».
Сидоренков рассказал о концепции 360-метрового атомного подводного газовоза изданию госкорпорации «Росатом» «Страна Росатом».
По его словам, проблема сейчас состоит в том, что всем газовозам, занятым вывозом СПГ с Ямала, несмотря на наличие у них ледового класса Arc7, зимой нужна ледокольная проводка.
Атомный подводный газовоз обеспечил бы круглогодичную ускоренную перевозку от месторождений до перевалочных пунктов на Камчатке и в Мурманске.
Строительство таких перевалочных комплексов в губе Ура на Кольском полуострове и на Камчатке планирует компания «Новатэк», оператор завода «Ямал СПГ». С них СПГ будет доставляться на рынки Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Азии уже обычными газовозами.
Плавать подо льдом можно вне зависимости от климатических и погодных условий.
«[Мы] видим востребованность таких судов в будущем», — сказал Сидоренков.
В два раза больше «Акулы»
Длина 360-метрового судна равна длине причала в порту Сабетта на Ямале, где находится СПГ-завод «Новатэка».
Ширина подводного газовоза составит 70 метров, высота — 30 метров, а осадка — 12-13 метров. При грузовместимости в 170–180 тыс. кубометров, подлодка будет способна перевозить примерно такой же объем газа, что и современные надводные газовозы.
На сегодня самой большой подлодкой в мире является советская стратегическая атомная подводная лодка проекта 941 «Акула» («Тайфун в кодификации НАТО) длиной 175 метров и шириной 23 метра. Другими словами, планируемый подводный газовоз будет более чем в два раза больше «Акулы».
Три реактора
В отличие от подводных лодок ВМФ, на которых установлены один или два реактора, подводный газовоз планируется оснащать тремя реакторами, обеспечивающими суммарную мощность гребных двигателей в 90 МВт.
Сидоренков рассказал «Стране Росатом», что речь идет о реакторах типа РИТМ-200, аналогичных тем, что устанавливаются на атомных ледоколах нового поколения, первый из которых, «Арктика», на прошлой неделе вышел на двухдневные ходовые испытания в Санкт-Петербурге.
«Малахит» уже рассказал об идее газовоза потенциальным заказчикам, таким как «Новатэк» и «Газпром». Следующим шагом станет полноценное проектирование.
Может пройти несколько лет, прежде чем первый атомный подводный газовоз сможет появиться в Арктике. К 2024–2027 годам в эксплуатации может быть от пяти до восьми таких газовозов, которые будут доставлять СПГ с заводов на или в районе полуострова Ямал до губы Ура в Мурманской области для дальнейшей отправки в западном направлении и на Камчатку для дальнейшей доставки на рынки Японии, Китая, Южной Кореи и других стран.
По оценке «Малахита», экипаж подлодки составит от 25 до 28 человек.
В интервью Сидоренков предположил, что обслуживаться подводный газовоз мог бы на базе «Атомфлота» в Мурманске, где сейчас обслуживаются атомные ледоколы.
Множество ядерных проектов в Арктике
После того как в прошлом году в «Росатоме» была создана Дирекция Северного морского пути, отвечающая за развитие инфраструктуры и инвестиции, для использования атомной энергии при освоении природных ресурсов Арктики наступили хорошие времена.
В понедельник Barents Observer рассказал о планах «Росатома» по строительству атомного нефтяного танкера для вод Арктики.
«Это должно быть судно ледового класса грузоподъемностью не менее 100 тысяч тонн», — заявил Вячеслав Рукша, занимающий посты заместителя гендиректора «Росатома» и директора Дирекции Северного морского пути.
Больше узнать о новом поколении атомных ледоколов и других морских, подводных и береговых реакторах, которые появятся в российской Арктике до 2035 года, можно из подготовленного Barents Observer доклада.