«Газпром» начал добычу нефти на Приразломном месторождении.
ОАО «Газпром» распространило сообщение о начале добычи на платформе «Приразломная». «Это первый в истории России проект по освоению ресурсов шельфа Арктики, начало масштабной работы «Газпрома» по созданию в регионе крупного центра добычи углеводородов», – говорится в пресс-релизе компании.
Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн т, проектный уровень добычи – около 6 млн т в год (будет обеспечен после 2020 г.). Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения ожидается в I квартале 2014 г., всего за год планируется добыть не менее 300 тыс. т нефти.
Выполнение всех технологических операций на месторождении – бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции – обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Таким образом, впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе будет вестись со стационарной платформы.
«Приразломная» – уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу «Газпрома». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жёстким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. При её строительстве были использованы материалы из специальных сплавов, устойчивых к коррозии, низкой температуре, высокой влажности и агрессивной морской среде. Платформа надёжно удерживается на дне моря за счет своего веса (506 тыс. т с учётом каменной бермы, искусственно созданной для защиты от подмыва). От волновых и ледовых воздействий платформу защищает высокопрочный дефлектор.
Конструктивные особенности «Приразломной» полностью исключают разлив нефти при её добыче и хранении. Расположение устьев всех скважин предусмотрено внутри платформы. Таким образом, её основание является буфером между скважинами и открытым морем.
Добытая нефть хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности кессона «Приразломной» многократно превосходит реально существующие нагрузки.
На платформе применяется «мокрый» способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.
Весь попутный газ, добываемый на «Приразломной», будет использоваться для собственных нужд платформы.
На платформе создана система «нулевого сброса», исключающая попадание в море отходов бурения и производства. Они будут закачиваться в специальные поглощающие скважины или, при необходимости, собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации. Пластовая вода и нефтесодержащие воды будут предварительно очищаться и также закачиваться в скважину.
Для закачки готовой продукции в танкеры создан комплекс устройств прямой отгрузки нефти. Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить аварийные разливы нефти. Круглогодичный вывоз продукции обеспечат нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (масса груза) 70 тыс. т – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Эти суда специально созданы для транспортировки нефти с «Приразломной» и поставки на рынки сбыта.
По словам главы компании Алексея Миллера, «Газпром» является форпостом России в Арктике. В прошлом году мы покорили Ямал, создав на суше в арктических широтах не имеющий аналогов в мире новый центр газодобычи. А сегодня – стали пионерами освоения российского шельфа Арктики. Нет сомнений, «Газпром» продолжит движение в Арктику», – заявил Алексей Миллер.
Несмотря на высокую степень защиты платформы от любых нештатных ситуаций, предусмотрен детальный комплекс мер, направленных на дополнительную защиту людей, окружающей среды и самой платформы.
В частности, в соответствии требованиями российского законодательства, утверждён и согласован со всеми заинтересованными ведомствами План по предупреждению и ликвидации разливов нефти.
Рядом с платформой ведут постоянное дежурство специализированные ледокольные суда – «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижев». В ближайшей к платформе береговой точке (посёлок Варандей, Ненецкий автономный округ) размещён аварийный комплекс.
Особое внимание уделено немедленному сбору нефти. Для этого, в том числе, предусмотрены боновые заграждения, высокопроизводительные скиммеры, навесные системы сбора нефти из подо льда, ледовый ковшовый нефтесборщик.
В регионе ведется мониторинг наземных и морских экосистем, организовано восстановление биоресурсов за счет выпуска разведенной рыбы.
Оператором проекта является ОАО «Газпром нефть», недропользователем – ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее предприятие ОАО «Газпром»).
«Газпром» обладает 30 лицензиями на месторождения, расположенные на российском арктическом шельфе. Работа в этом регионе ведётся в соответствии с Программой освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 г.
/«Газпром»/