Каких перемен требует транспортная инфраструктура арктических регионов
Арктические регионы страны нуждаются в субсидиях на реконструкцию и ремонт посадочных площадок и аэродромов малой авиации, а также в создании концепции развития транспортной системы в Арктике. К таким выводам пришли во вторник руководители арктических регионов, представители федеральных органов власти, исследователи и эксперты в рамках III Международной конференции «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ).
Развитие малой авиации
Как отметила заместитель губернатора Архангельской области, руководитель представительства региона при правительстве РФ Елена Кутукова, малая авиация в арктических регионах является практически единственным видом транспорта, который можно использовать круглогодично.
«У нас сложилась система перевозок, в которой используются аэродромы и посадочные площадки, большинство из которых находятся в населенных пунктах, где малая авиация является практически единственным круглогодичным видом транспорта. В настоящее время на территории Архангельской области три аэродрома, 20 посадочных площадок, из которых семь — искусственные посадочные полосы, остальные — грунтовые», — рассказала она, пояснив, что осенью и весной грунтовые посадочные полосы нередко размывает дождями и талыми водами.
Основным и самым крупным авиационным узлом, по словам Кутуковой, является аэропорт города Архангельска, пассажиропоток которого по итогам 2017 года составил 877 тыс. человек. «В настоящее время из аэропорта Архангельска пассажирские перевозки межрегионального сообщения осуществляют восемь компаний и только по четырем направлениям — Санкт-Петербург, Москва, Сыктывкар, Нарьян-Мар, — осуществляются регулярные перевозки, остальные — чартеры», — пояснила постпред региона.
По ее мнению, улучшению транспортной ситуации в Архангельской области, как и в других арктических субъектах страны, послужит принятие двух решений. «Нужно задумываться о воздушном судне, аналогичном Ан-2, которое способно осуществлять перевозки <…> и посадку на грунтовые полосы, потому что в бюджете регионов нет денег на модернизацию посадочных площадок. <…> И второе — модернизация и реконструкция аэродромов, которые дают нагрузку на бюджет огромную, и регионы здесь спасет только предоставление субсидий», — считает Кутукова.
Инфраструктура для портов Дальнего Востока
Директор по инвестициям Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Василий Грудев рассказал, что в девяти регионах Дальнего Востока создано 18 территорий опережающего развития, в 21 муниципалитете ДФО действует режим Свободного порта Владивосток. «В этих инструментах находятся конкретные проекты по развитию портовой инфраструктуры, потому что связаны с Северным морским путем. Например, строительство рефрижераторного терминала и терминала по обработке навалочных грузов в Петропавловске-Камчатском, строительство комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов в той же Камчатке, и техническое перевооружение морского порта Беринговский», — сказал он.
По словам Грудева, судоходные компании «выражают заинтересованность в создании большего количества поисковых и спасательных станций, потому что сейчас они находятся в трех портах», а также в создании судоремонтных заводов на пути следования судов, системы морского прогнозирования.
Также предприниматели отмечают необходимость создания международного стандарта безопасности при навигации в полярных морях и обучении членов иностранных команд особенностям навигации на Северном морском пути. При этом все иностранные компании хотят и готовы вкладывать деньги в развитие портовой инфраструктуры регионов Дальневосточного федерального округа, подчеркнул Грудев.
Комплексное решение
Поиском комплексного решения существующих в арктических регионах транспортных проблем сегодня занимаются не только регионы и институты развития, но и федеральные ведомства.
«У нас в разработке находится проект концепции комплексного развития транспортной системы в Арктике, с учетом всех видов транспорта. Мы такой документ несколько раз уже перерабатывали, он непростой, и много аспектов нужно учесть, нужно избежать большой финансовой нагрузки, но тем не менее необходимо создать как раз взаимодействие между всеми видами транспорта, создать условия, чтобы они развивались сбалансированно», — сказал директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев.
По его словам, работа над документом осложняется тем, что необходимо не только постараться сохранить экологическое равновесие арктических территорий, но и учесть такие факторы, как низкие температуры и международная реакция на любые действия в Арктике.