Согласован проект совместного транспортного плана Баренцева региона
В рамках сотрудничества Норвегии, России, Финляндии и Швеции в Баренцевой/Евроарктической транспортной зоне (БЕАТА) согласован проект совместного транспортного плана Баренцева региона. В сотрудничество вовлечены северные регионы стран БЕАТА с суровым климатом и относительно низкой плотностью населения. В России это Архангельская и Мурманская области, Республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ. Основная цель проекта – обеспечить соответствие роста транспортной системы глобальным целям устойчивого развития ООН, включая безопасность дорожного движения
Проект плана содержит предложения о развитии автодорожной, железнодорожной, морской и воздушной транспортной сети, описывает 16 трансграничных маршрутов на севере Европы и предлагает меры по их развитию. «Транспортная система должна развиваться с учетом потребностей населения Баренцева региона, транспортных операторов и промышленных предприятий, климатических и географических особенностей, а также создавать новые возможности для ключевых отраслей экономики и туризма», – отметили в пресс-службе Минтранса России.
На территории России документ охватывает следующие маршруты:
• Петрозаводск – Мурманск – Киркенес (автомобильный и частично железнодорожный маршрут);
• Воркута – Котлас – Сыктывкар – Архангельск – Вартиус – Оулу (маршрут частично автомобильный, частично – железнодорожный);
• Архангельск – Мурманск – Европейский континент (морской маршрут);
• Рованиеми – Салла – Кандалакша (автомобильный маршрут);
• Мурманск – Райа-Йоосеппи – Ивало (автомобильный маршрут);
• Каяни – Петрозаводск (автомобильный и железнодорожный маршрут);
• авиасообщение в Баренцевом регионе.
В плане также обозначено повышение для отечественных и зарубежных туристов транспортной доступности островов Кижи, Валаам, Соловки, а также национальных парков, арктической тундры и других северных регионов.
В рамках транспортного взаимодействия стран БЕАТА реализуются проекты в области интеллектуальных транспортных систем. В частности, по инициативе российской стороны ведется сотрудничество в области внедрения систем экстренного реагирования при авариях на формируемых международных автомобильных маршрутах Баренцева региона. В рамках сотрудничества в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) российская и финляндская стороны проводят сопряжение системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» с Общеевропейской системой экстренного реагирования при авариях e-Call.Экспертами также были проанализированы основные недостатки транспортной системы Баренцева региона. В результате предложен ряд мер, предусматривающих как работу на региональном и национальном уровне, так и совместную координацию усилий стран БЕАТА. Рекомендуемые экспертной группой меры можно обобщить в четырех основных направлениях: расширение знаний о транспортных потоках и транспортных потребностях в Баренцевом регионе, создание условий для снижения выбросов парниковых газов, повышение безопасности дорожного движения и безопасности на море и создание более эффективной транспортной системы, а также уменьшение количества препятствий при пересечении границы.
Разработка совместного транспортного плана Баренцева региона ведется с мая 2012 года.