«Адмиралтейские верфи» и Росгидромет заключили контракт на постройку ЛСП «Северный полюс»
Петербургское судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» и Росгидромет заключили контракт на проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс». ЛСП предназначена для круглогодичных исследований в арктических водах, сообщила пресс-служба предприятия.
«АО «Адмиралтейские верфи» подписало контракт с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) на проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» проекта 00903″, — говорится в сообщении.
Технические характеристики
Платформа «Северный полюс» будет иметь автономность около двух лет и срок службы не менее 25 лет. На платформе можно будет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования. При этом ЛСП сможет передвигаться во льдах без помощи ледокола и нести на своем борту тяжелый вертолет Ми-8.
«Задача платформы — дойти до нужного района, дальше она вмерзает в лед, у нее нет задачи ломать лед большой толщины, ее задача вмерзать и при этом выдержать все нагрузки, которые будут при сжатии льда, при дрейфе. Корпус платформы выполнен несколько нетрадиционно, он более похож на яйцевидную форму — когда льды будут сжиматься, платформа будет просто подниматься, и воздействие льда будет минимальным. Сама она на свободной воде и там, где ледовый покров небольшой толщины будет ходить, заданная скорость 10 узлов», — рассказал журналистам гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков.
Продолжение истории
Появление платформы позволит российским полярникам возобновить практику годичных дрейфующих экспедиций, прерванную под влиянием изменения климата в конце 2000-х годов. Тогда стало практически невозможно найти льдину нужной толщины для высадки.
«[Дрейфующие] экспедиции «Северный полюс» в последние годы не проводятся, чтобы провести хорошую экспедицию вам нужно, чтобы лагерь стоял год, дрейфовал. В 2009 году мы проводили последнюю крупную годичную. В 2015 году мы делали пробный вариант, мы прожили в работе четыре месяца», — пояснил руководитель Росгидромета Максим Яковенко.
При этом, вероятно, после введения в строй ЛСП, будет продолжена нумерация экспедиций «Северный полюс», идущая еще с 30-х годов.
Забота об экипаже
Качество жизни ученых на станции изменится кардинальным образом по сравнению с периодом дрейфующих станций, высаживаемых на льдину. Платформа будет оборудована условиями для работы, жизни и отдыха всех своих обитателей.
«Судно позволяет разместить как экипаж судна, так и всю экспедицию в комфортабельных каютах, в которых есть и микроклимат, есть душевая, туалет. Безусловно, платформа будет обеспечена нормальным камбузом. На судне предусмотрен и бассейн, и сауна, и спортзал — все необходимые условия, чтобы можно было поддерживать не только научную работу, но и собственное здоровье. В условии дрейфа на льдине ни одно из этих условий не выполняется», — рассказал Бузаков.
Потенциал для международного сотрудничества
Платформа уже вызывает интерес ученых из разных стран и потенциально может явиться площадкой для международного взаимодействия.
«Задача оставить нашу первую роль в исследовании Арктики. Мы свои планы когда несколько лет назад озвучивали перед мировым сообществом по поводу создания платформы — был огромный интерес. Я не говорю, что ученые уже пытаются билеты покупать, но интерес по сотрудничеству есть огромный», — отметил Яковенко.
По условиям контракта, ЛСП должна будет передана заказчику в 2020 году.
«Адмиралтейские верфи» — одно из крупнейших судостроительных предприятий Петербурга, специализирующееся на неатомном судостроении. На нем выполняется строительство подводных лодок и ледоколов.