Жесткие вопросы для Норвегии
Проблемы изменения климата, экологического ущерба и энергоперехода не так просты и для самых богатых и развитых нефтедобывающих стран. Королевство Норвегия оказалось не готовым к вызовам нового времени. Климатические изменения на севере этой скандинавской страны идут с пугающей скоростью, «сию секунду»
Норвегия столкнулась с аномально теплой зимой, средние температуры растут, особенно ярко проявляется в арктических районах страны. По информации Центра международных исследований климата, зимы становятся на месяц короче и на два градуса теплее, чем в 1960-х годах. Как отмечают ученые, под угрозой оказалась не только вечная мерзлота на Шпицбергене, но и флора, и фауна на территории всего королевства. Стада диких северных оленей идут в населенные районы в поисках пищи, а местные власти перекрывают лыжные трассы, чтобы обеспечить для животных комфортные условия там, где это еще возможно. Ученые предупреждают о ранней весне, которая может привести к вымиранию отдельных насекомых и в результате к серьезному ущербу для экосистем в целом. Проблемы изменения климата – одна из самых обсуждаемых тем в Норвегии. Все норвежские партии уже запустили активное обсуждение климатических вопросов в рамках своих политических платформ.
На прошедшей недавно в Тромсе конференции Arctic Frontiers, президент Саамского парламента Айли Кескитало отметила высокомерное отношение к традиционным знаниям северных коренных народов об Арктике и условиях жизни в этих регионах, если они противоречат текущим политическим и экономическим интересам. Одним из самых скандальных эпизодов стало открытие рудника в Квалсунне и получение лицензии на добычу меди компанией Nussir: норвежское правительство проигнорировало и мнение местных жителей, и доклад Института морских исследований о гибельных последствиях сброса отходов в Реппарфьорд, и знания местных саамских оленеводов об изменении поведения оленей в условиях горной добычи в привычной среде обитания. Кескитало предупреждает о том, что такое игнорирование, продиктованное битвой за ресурсы и власть, может быть особенно опасным в условиях изменения климата. Еще одним горячо обсуждаемым в Норвегии проектом стали планы захоронения в Раудсандр в объеме 1 млн т в год ядовитых отходов, промышленных ядов, состоящих из канцерогенов и тератогенных веществ, в том числе мышьяк, свинец и ртуть. Нестабильные горные породы во фьорде, где предполагается захоронить промышленные яды, могут привести к большим экологическим проблемам для страны.
Норвегия оказалась впереди всей планеты по объемам продаж электромобилей. В стране уже наблюдается связанное с электромобилизацией сокращение (пусть и небольшое) выбросов углекислого газа. Однако въедливые эксперты отмечают социальную несправедливость, проявившуюся в этом сегменте. По данным Статбюро скандинавского королевства, наибольшую выгоду от покупки электромобилей получают самые состоятельные норвежцы, а это, по мнению экспертного сообщества, ставит вопросы о распределении бюджетных средств на господдержку электромобилей.
Бурный старт ветроэнергетических проектов в Норвегии также вызвал вопросы, связанные с господдержкой этого вида ВИЭ. За последние годы в королевстве были введены в строй 40 ветропарков, а к 2021 г. заработают еще 30. Но в стране с развитой гидроэнергетикой на внутреннем рынке нет необходимости в новых генерирующих мощностях, а главным выгодоприобретателем норвежских государственных преференций для ветроэнергетики станут потребители в других странах, прежде всего, в самой экономически развитой европейской стране — Германии, которой потребуется импорт дешевой электроэнергии на фоне отказа от атомных и угольных электростанций.
Норвежская национальная нефтедобывающая компания Equinor недавно представила новый климатический план, предполагающий инвестиции в 50 млрд норвежских крон к 2030 г., что позволит, согласно ее оценкам, в этот период на 40% сократить выбросы на континентальном шельфе страны. Выдвигается далеко неоднозначный с позиций экспертов и экологов лозунг «добычи нефти и газа, полностью нейтральной с точки зрения выбросов углекислого газа». Кроме того, к 2026 г. Equinor планирует удвоить свои мощности в области возобновляемых источников энергии и инвестировать до 74 млрд норвежских крон в ВИЭ в течение четырех лет. Предполагаются дальнейшие изменения в портфеле активов компании в пользу возобновляемых источников. Тем временем норвежское министерство по вопросам окружающей среды Норвегии обнаружило несоответствия и нарушения экологических норм на платформах Equinor. Так, на платформе Troll B произошел сброс не разлагаемых в природе химических веществ. Серьезные нарушения выявлены в системе контроля выбросов на нефтеперерабатывающем заводе компании в Монгстаде.