Арктические государства наметили пути снижения рисков использования мазута для судоходства в Арктике
В ходе 71-й сессии Комитета по защите морской среды в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) в Лондоне канадская делегация выступила с инициативой скорейшего решения проблемы использования мазута в Арктике. Все арктические государства (США, Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также некоторые неарктические страны поддержали это предложение. WWF представил исчерпывающие аргументы, подтверждающие крайне высокие риски аварийных разливов мазута в Арктике.
Мазут (или судовое остаточное топливо) до настоящего времени активно используется в Арктике. В ряде стран его доля составляет до 75% от всего используемого топлива. Из-за роста интенсивности судоходства в регионе повышаются риски аварийных разливов нефтепродуктов, которые особенно разрушительны для морской флоры и фауны Арктики, а также для экосистемы в целом. Согласно оценкам WWF, аварийные разливы нефти в настоящее время практически невозможно ликвидировать из-за отсутствия эффективных технологий и труднодоступности для обеспечения сил и средств реагирования, а также отсутствия инфраструктуры. По этим же причинам использование мазута уже запрещено в Антарктике.
В ходе сессии комитета представители коренных народов Севера и природоохранных организаций ряда арктических стран, среди которых был и руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК Алексей Книжников, встретились с генеральным секретарем Международной морской организации. На этой встрече главными темами для обсуждения стали вопросы снижения рисков от использования мазута в Арктике. Генеральный секретарь ИМО подтвердил, что вопросы снижения угрозы использования мазута будут приоритетными для организации.
WWF рассчитывает, что это первый шаг в сторону полного отказа от использования мазута в Арктике. Конкретные предложения будут рассматриваться Комитетом по защите морской среды в апреле 2018 года.
WWF России предлагает в качестве альтернативы мазуту для бункеровки арктических судов использовать сжиженный природный газ (СПГ). Это позволит полностью исключить один из источников аварийных нефтяных разливов.
«Очень важно, что инициатива WWF России по переводу топлива для арктических судов на СПГ получает более широкую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом, — говорит Алексей Книжников. — Так, на прошлой неделе глава „Совкомфлота» Сергей Франк объявил о принятом в рамках Года экологии решении перевода всех судов компании, работающих в Арктике, на СПГ-топливо. Таким образом, наша крупнейшая судоходная компания на деле показывает, что использование СПГ для бункеровки в Арктике возможно и с экономической, и технической точек зрения».
/WWF/