Путин поручил правительству вернуться к проекту железной дороги к Баренцеву морю
В пятницу президент Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину ускорить разработку планов по строительству новой железнодорожной ветки к незамерзающему Баренцеву морю в российской Арктике.
В документе, размещенном на сайте Кремля, содержится короткое поручение правительству «представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги».
Предложения должны быть готовы к 10 мая 2022 года.
Разговоры о строительстве железной дороги к арктическому поселку Индига идут уже много лет без какого-либо значительного продвижения вперед.
Портовые объекты будут создаваться за счет частных средств. Как Barents Observer сообщал ранее, в прошлом году владелец холдинга AEON миллиардер Роман Троценко представил инвестиционный план, по которому их строительство должно начаться в 2024 году.
Вопрос о том, кто заплатит за железную дорогу, пока остается без ответа. Этой ветки нет в долгосрочных инвестиционных планах РЖД. Однако новое поручение Путина, обязывающее правительство уделить приоритетное внимание проекту, может изменить ситуацию.
В 2020 году губернатор Архангельской области Александр Цыбульский оценил затраты на строительство в размере 200 млрд рублей. В итоге эта железнодорожная ветка может войти в масштабную стратегию развития инфраструктуры в российской Арктике.
Привлекательность ветки Карпогоры – Индига для грузоперевозчиков также зависит от планов развития более крупного проекта Байкомур, который должен соединить Соликамск с Архангельском через Сыктывкар, обеспечив прямой путь на север для продукции из промышленных районов Южного Урала, Новосибирска, Кузбасса и даже транзитных грузов из Казахстана.
Среди активов Троценко также Московское речное пароходство и Южный речной порт в Москве.
Новый экспортно ориентированный порт на побережье Баренцева моря позволит выполнить поставленную Владимиром Путиным в 2018 году задачу довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн. Президент заявил, что объем грузов, перевозимых между Европой и Азией по северному маршруту, должен выйти на этот уровень к 2024 году.
Сегодня российские железные дороги испытывают огромные сложности, связанные с пропускной способностью в Мурманске, единственном незамерзающем порту российской Арктики. Благодаря порту в Индиге у России появится новый экспортный маршрут, который разгрузит не только Мурманск, но и порты на Балтике и Черном море.
В сочетании с быстро растущим флотом мощных ледоколов, призванных обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, порт Индига обеспечит кратчайший путь к рынкам Японии и Китая для таких грузов, как уголь, древесина, удобрения и химическая продукция.