ФПИ в 2017 году завершит проект разработки «подводных городов» в Арктике

 

фффффффффффффф

Фонд перспективных исследований (ФПИ) в 2017 году завершит научно-технический проект «Айсберг» по разработке подводных и подледных технологий освоения месторождений полезных ископаемых в морях Арктики. Об этом рассказал ТАСС руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко.

«Проект предполагает создание подводных технологий автономного, максимально роботизированного и независящего от средств обеспечения на поверхности освоения арктических месторождений. Концептуально они будут представлять собой безлюдные многомодульные комплексы с полным производственным циклом. Это целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением, линиями», — заявил он.

По словам руководителя проектной группы ФПИ, основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации, ремонта, а также комплексной безопасности. Проблема генерации электроэнергии этих «городов» должна быть решена с помощью автономных энергетических установок интегрального типа.

Космические технологии для Арктики

Литвиненко отметил, что в целом арктический проект должен стать катализатором модернизации не только нефтегазодобывающей отрасли. «Некоторые задачи, в частности создание роботизированных средств бурения и разведки, потребуют внедрения в отрасль технологий, используемых в космической промышленности, участия в их разработке ведущих предприятий ОПК», — рассказал он.

Разрабатываемые объекты, по словам Литвиненко, позволят обеспечить подводные технологические процессы, но для этого они должны обладать целым рядом новых уникальных качеств. «Так, подводный буровой комплекс должен обеспечивать выполнение буровых работ в роботизированном режиме с передачей телеметрической информации на удаленный пункт управления. Создание оборудования подводного бурового комплекса позволит решить задачу импортонезависимости и импортоопережения, поскольку в настоящее время зарубежные аналоги элементов подводного бурового оборудования или отсутствуют, или находятся в различной стадии разработки», — сказал он.

По словам Литвиненко, подводный комплекс сейсморазведки также может быть использован во внеледовой зоне. «Подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс позволит обеспечить доставку и установку широкой номенклатуры подводного оборудования как для обустройства морских месторождений на акваториях замерзающих морей, так и в любых других районах морового океана, где использование надводных технических средств затруднительно по гидрометеорологическим условиям», — добавил собеседник.

Кроме того, комплекс позволит обеспечить доставку и работу подводных технических средств для выполнения сервисных и ремонтных работ на подводных объектах нефте и газодобычи, других технических средств, располагаемых на дне моря или в толще воды, а также может быть использован для подъема затонувших предметов с морского дна.

Руководитель проектной группы ФПИ отметил, что реализация комплексного проекта фонда позволит впервые в мире создать образцы промышленного оборудования для подводной и подледной сейсморазведки с использованием автономных необитаемых подводных аппаратов и технологии бурения нефтегазовых скважин автономными подводными буровыми комплексами. «Таким образом, будет технологически обеспечена самостоятельная и лидирующая международная роль России в развитии Арктической зоны и Северного морского пути», — подчеркнул собеседник агентства.

Освоение шельфа

По данным Литвиненко, руководство крупнейших российских нефтегазовых компаний, госкорпорации «Росатом» и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) поддерживает проведение научных исследований и разработок по созданию наукоемких технологий освоения арктических месторождений и подготовке производства новейших навигационных комплексов, автономных энергетических установок, подводной робототехники и движительных комплексов нового поколения.

Он добавил, что способность России самостоятельно, опираясь на собственные технологии, добывать полезные ископаемые в арктических морях является стратегически важным направлением. «По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики содержит до 30% всех шельфовых запасов углеводородов в мире, что открывает возможность обеспечить экономические интересы и энергетическую безопасность России на долгосрочную перспективу», — рассказал Литвиненко.

Генеральный директор ФПИ Андрей Григорьев отметил, что в настоящее время в мире идет активная дискуссия о необходимости освоения огромных ресурсов Арктики. «Однако реально осваивать этот труднодоступный, но при этом богатый край сможет только тот, кто сумеет создать соответствующий комплекс технологий, которых на сегодня в мире ни у кого нет. В рамках своего комплексного проекта «Айсберг» ФПИ как раз и занимается разработкой таких отечественных технологий», — подчеркнул он.

 

 



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru