Врио губернатора ЯНАО считает, что СШХ улучшит транспортную и социальную сферы региона
Строительство Северного широтного хода — новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) — поможет улучшить транспортную и социальную сферу арктического региона. Об этом сообщил в среду ТАСС временно исполняющий обязанности губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.
Ранее сообщалось, что правительство РФ распорядилось заключить концессионное соглашение с ООО «СШХ» по строительству железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым. Соответствующий документ опубликован в среду на сайтекабмина.
«Это долгожданное событие, к которому мы шли не один год. <…> Это крайне важный проект и для наших жителей, которые очень ждали, когда появится мост через Обь. Строительство СШХ — это развитие экономики округа, а значит и дополнительные налоговые доходы, которые мы сможем потратить на строительство новых детских садов, школ, спортивных комплексов и другой необходимой людям социальной инфраструктуры», — сказал Артюхов.
Он назвал концессию, государственно-частное партнерство «наиболее прогрессивной формой реализации таких крупных капиталоемких инициатив, позволяющих обеспечить их финансирование». «Строительство Северного широтного хода даст нам возможность реализовать задачи, поставленные президентом России по освоению российской Арктики. Эта железнодорожная магистраль позволит развивать новую добычу, сократит время и упростит доставку грузов из Западной Сибири, разгрузив Транссибирскую магистраль», — добавил Артюхов.
В рамках проекта правительство ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Также регион предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам и предоставит льготы по налогу на имущество, пояснили ТАСС в пресс-службе губернатора региона.
Мост через Обь свяжет города Салехард и Лабытнанги. На его строительство выделят 8,2 млрд рублей из регионального бюджета, активная фаза строительства начнется в 2019 году.
По словам полпреда президента в Уральском федеральном округе (УрФО) Николая Цуканова, компании УрФО могут быть привлечены к строительству моста.
«Мы отдельно разговаривали по внутренней окружной кооперации, это вопрос очень важный, к сожалению, не все работы, в том числе в части реализации государственных программ, производятся региональными или окружными компаниями. Компетенций достаточно как по проектированию, так и по строительству (моста через Обь — прим. ТАСС), Челябинск не является исключением, поэтому мы сейчас внимательно изучим все программы, все государственные инвестиции в регионы округа и постараемся найти точки соприкосновения, чтобы все-таки деньги по возможности могли остаться в регионе. Тем самым, помимо строительства и участия предприятий, мы наращиваем компетенции», — сказал он ТАСС.
Северный широтный ход
Общая протяженность Северного широтного хода составляет 686 км. Затраты на создание железнодорожной магистрали оцениваются более чем в 230 млрд рублей.
В октябре 2016 года РЖД и правительство ЯНАО согласовали проект, предусматривающий строительство железной дороги Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево с железнодорожными подходами. 24 декабря 2016 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер — ООО «СШХ». Ее совладельцами в настоящее время являются ООО «Спецтрансстрой» (50,1% акций) и структура РЖД — АО «КРП-Инвест» (49,9%).
Для РЖД это будет первый проект по схеме концессии. Согласно презентации РЖД, доля концессионера (специальной проектной компании) составляет 113 млрд рублей, концедента — 30 млрд рублей, РЖД — 105 млрд рублей.
Создание магистрали будет способствовать комплексному экономическому и территориальному развитию всего Ямало-Ненецкого автономного округа. Существующая транспортная инфраструктура недостаточно развита, чтобы обеспечить полномасштабную разведку и эксплуатацию месторождений, а также транспортировку добываемого сырья.
СШХ соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Кроме того, проект позволит разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход, позволив тем самым осуществить перевозку новых видов грузов.
Помимо строительства Северного широтного хода для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1 тыс. 667 км.