Норвегия намерена открыть арктические воды для глубоководной добычи полезных ископаемых

Manganknollen_in_der_Clarion-Clipperton-Zone_ROV_KIEL_6000GEOMAR__CC_BY_4.0_-001

Норвегия может вскоре открыть воды в Арктике и субарктике для добычи полезных ископаемых на морском дне, сообщает High North News. Правительство Норвегии заявляет, что растущий спрос на важные полезные ископаемые, включая медь и никель, может потребовать этого нового типа добычи.
Норвегия хочет открыть для глубоководной добычи территорию размером примерно с Германию. Предлагаемый район простирается примерно от широты Будё и Норвежского моря до Шпицбергена в Баренцевом море. Глубина воды в предлагаемом районе составляет до 4000 м.

Норвежское правительство намерено представить в парламент страны планы об открытии в ближайшие недели. В связи с этим Международный орган по морскому дну, действующий под эгидой Организации Объединенных Наций, в настоящее время также работает над правилами разработки морского дна, а первоначальные правила ожидаются в следующем месяце.

Морское дно в предполагаемом районе добычи Норвегии богато полиметаллическими конкрециями, содержащими высокие концентрации меди, никеля, кобальта и других востребованных металлов. Норвегия утверждает, что эти материалы, обычно используемые в батареях и электромобилях, имеют решающее значение для успешного перехода к источникам энергии.

Неизвестное воздействие на окружающую среду

Правительство Норвегии, в том числе ее премьер-министр Йонас Гар Стёре (лейборист), заявляют, что подводная добыча полезных ископаемых может вестись без ущерба для жизни океана. Экологи, однако, предупреждают, что глубокие моря остаются одними из наименее изученных и непонятых зон планеты.

По словам экологов, отсутствие знаний не позволяет проводить всестороннюю оценку воздействия глубоководной добычи полезных ископаемых. Удаление металлических конкреций с морского дна может быстро и необратимо разрушить среду обитания как известных, так и неизвестных видов.

Ранее в этом году ученые обнаружили более 5000 видов в глубоких морях Тихого океана.

А буквально на прошлой неделе Европейская академия наук предупредила о катастрофических последствиях глубоководной добычи полезных ископаемых и призвала ввести мораторий на эту практику. Вместо разработки новых месторождений ключевых полезных ископаемых в Мировом океане они предполагают, что повышение степени переработки и береговых месторождений может удовлетворить растущую потребность.

Ученые также предупреждают, что добыча полезных ископаемых приведет к выбросу большого количества отложений, нарушающих морское дно, на формирование которых ушли тысячи лет.

Потребность в стратегических ресурсах

Помимо потенциальной потери среды обитания, предложение правительства, скорее всего, встретит сопротивление со стороны норвежских рыболовных операторов, которые в значительной степени зависят от вод, окружающих архипелаг.

Помимо необходимости сбалансировать спрос на критически важные металлы для энергетического перехода и защиты окружающей среды, геополитические факторы также являются частью уравнения.

Права Норвегии на добычу полезных ископаемых на морском дне вокруг Шпицбергена вытекают из Договора о Шпицбергене. Другие подписавшие соглашение, в том числе страны ЕС, США и, самое главное, Россия, также могут претендовать на часть вод, окружающих архипелаг.

В связи с ожидаемой нехваткой таких полезных ископаемых, как медь и никель, в ближайшие десятилетия все больше стран могут начать искать их в новых местах, например, на арктическом морском дне.

Норвегия может стать лидером

Норвегия вполне может стать одной из первых или, возможно, первой страной, которая начнет добычу полезных ископаемых на морском дне и продемонстрирует ее осуществимость. Сторонники инициативы страны говорят, что послужной список страны в области ответственного использования природных ресурсов делает ее хорошим кандидатом на то, чтобы открыть дверь в эту новую отрасль.

«Такая деятельность будет происходить в любом случае, и Норвегия — подходящая страна, чтобы продемонстрировать, как делать это правильно», — говорит Трой Буффард, директор Центра арктической безопасности и устойчивости Университета Аляски в Фэрбенксе.

Хорошим примером служит практически безупречный послужной список Норвегии в добыче нефти на шельфе, продолжил Буффар.

«В Норвегии используется подход к режиму регулирования, основанный на результатах, а не на предписывающем. Ни одна другая страна не использует этот подход, в основном потому, что для его реализации требуется эффективное национальное трудовое законодательство и нормативно-правовая база».

Лидерская роль Норвегии в предоставлении ресурсов, обучении и обучении другим странам, включая Россию, также является ключом к формированию сектора. Это особенно верно в отношении Баренцева моря, которое имеет «критическое значение как для Норвегии, так и для России».

«Норвегия имеет отличные показатели по добыче нефти и постоянно демонстрирует строгую защиту окружающей среды в Арктике посредством режима регулирования, основанного на эффективности, и находится в лучшем положении, чтобы показать миру, как ответственно вести разработку морского дна», — заключил Буффар.



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru