НОВАТЭК открыл навигацию по Севморпути

234

НОВАТЭК отправил первую в этом навигационном сезоне партию СПГ с Ямала в восточном направлении напрямую на азиатский рынок. По данным Vesselfinder, танкер Arc7 «Николай Урванцев» должен поставить СПГ-партию в Японию до 2 июля. Сейчас газовоз идет без ледокольной проводки, но атомный ледокол «Ямал» предварительно расчистил ему канал в проливе Вилькицкого и теперь возвращается ему навстречу. В этот раз компания не стала сильно рисковать со сверхранним прохождением маршрута, отправив груз через Севморпуть почти на месяц позже, чем годом ранее

НОВАТЭК 13 июня запустил поставки СПГ с завода «Ямал СПГ» через Берингов пролив по восточному маршруту. Как следует из данных Vesselfinder, танкер Arc7 «Николай Урванцев» (совладельцы — MOL и COSCO) вышел из порта Сабетта в воскресенье, 13 июня, сейчас он находится на выходе из Обской губы, поворачивая на восток. Конечная точка маршрута — японский порт Сендай, куда танкер должен прийти 2 июля. Пока газовоз идет без ледокольного сопровождения.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что вперед газовоза уже ушел атомный ледокол «Ямал», который должен «открыть» для него пролив Вилькицкого, а после пойти на встречу судну. По прогнозам ААНИИ, ледовая обстановка вполне приличная, тяжелая ситуация в этом году наблюдалась в Карском море, говорит он. Сейчас небольшие проблемы могут возникнуть на выходе из Восточно-Сибирского и Чукотского морей, добавляет источник. При этом большее внимание сейчас приковано к проведению сверхранних рейсов в феврале, заключает он.

Традиционно навигация в восточном секторе Севморпути открывается в июне и заканчивается в декабре. В остальное время танкеры НОВАТЭКа поставляют газ в Азию по более протяженному маршруту — через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что занимает до 45 дней. Маршрут же через Севморпуть занимает 18 дней до Японии, 20 дней — до Китая.

НОВАТЭК старается расширить окно навигации на восток: так, в прошлом сезоне навигация была запущена 18 мая, а в январе без сопровождения ледокола были отправлены танкеры «Кристоф де Маржери» (5 января) и «Николай Евгенов» (6 января), но при прохождении маршрута «Николай Евгенов» повредил один из трех азиподов (двигательных установок), после чего потребовалось ставить судно в док.

«Есть сложности в апреле, мае с ледовой обстановкой… Если удастся, может, в  мае месяце также откроем сезон. Если будет напряжно, то будет в июне»,— говорил в конце апреля глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, отвечая на вопрос, когда компания планирует открыть навигацию по Севморпути.

Эксперименты со сверхранними и сверхпоздними проводками грузов НОВАТЭКа важны в контексте возможности дальнейшего запуска круглогодичной навигации в Восточной Арктике. Как заявлял глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов на ПМЭФ-2021, эффективная круглогодичная навигация по Севморпути может начаться зимой 2023–2024 гг. либо 2024–2025 гг.

В 2020 году «Ямал СПГ» отправил по Севморпути 34 партии (2,4 млн тонн, 12,7% от общего объема производства СПГ-завода), следует из годового отчета компании. Это в два раза больше, чем в 2019-м (1,2 млн тонн). Вероятно, число отгрузок в 2021 году останется примерно на прежнем уровне, поскольку НОВАТЭК уже собрал весь флот газовозов ледового класса Arc7.

Как отмечает глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев, перевозки СПГ по Севморпути на восток сокращают время и стоимость перевозки, но требуют согласованных действий всего флота газовозов проекта. Это связано с увеличением длительности кругового рейса практически в два раза и соответствующим снижением провозной способности группировки газовозов типа «Кристоф де Маржери» (Arc7.— “Ъ”), поясняет он. Для обеспечения равномерности вывоза продукции «Ямал СПГ» в период навигации на восток в летне-осенний период дополнительно привлекаются на условиях фрахта суда более низких ледовых классов — Arc4, Ice2, даже без ледовых усилений — для вывоза СПГ в западном направлении. Это обстоятельство — привлечение «компенсационного» флота — должно быть учтено при расширении окна навигации на восток, считает Михаил Григорьев.

/www.kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru