В Финляндии считают, что новая арктическая железная дорога должна заканчиваться в Киркенесе
В министерстве транспорта и связи Финляндии решили подвергнуть дальнейшему рассмотрению проект железной дороги, связывающей Оулу и Рованиеми с Северным Ледовитым океаном через Киркенес, сообщила сегодня на пресс-конференции министр Анне Бернер.
«Арктическая железная дорога – важный европейский проект, который обеспечит более короткий путь между северной, арктической Европой и Европой континентальной. Такое сообщение улучшит условия для множества предприятий в северных районах. Рабочая группа приступит к дальнейшему рассмотрению маршрута до Киркенеса», – сказала она.
«Мы хотели бы продолжать прекрасное норвежско-финляндское сотрудничество и собираемся внести свой вклад в работу группы по изучению вариантов реализации арктического железнодорожного маршрута из Рованиеми в Киркенес», – прокомментировал норвежский министр транспорта Хетил Сулвик-Ульсен.
Норвежский министр участвовал в пресс-конференции по видеосвязи. В зале присутствовали некоторые из тех, кто работал над проектом последние месяцы, в том числе бывший премьер-министр Пааво Липпонен.
Строительство будет стоить 2,9 миллиарда евро
В докладе, представленном министру Анне Бернер 28 февраля, стоимость реализации инфраструктурного проекта оценивается в 2,9 млрд евро, 0,9 млрд из которых представляют затраты на норвежской стороне.
Арктическая линия улучшит логистические позиции Финляндии и послужит улучшению сообщения со всей Европой, говорится в документе.
«Это будет альтернативный транспортный маршрут для финского импорта и экспорта. Глубоководные порты Северного Ледовитого океана, не замерзающие в течение года, также откроют новые выходы к Атлантическому океану и Северо-восточному проходу».
Доклад был составлен агентством транспорта Финляндии в сотрудничестве с директоратом железных дорог Норвегии.
Северный саамский регион
Первый сигнал от Анне Бернер поступил в начале этой неделе. В сообщении для прессы она указала, что сегодняшняя пресс-конференция будет даваться не только на финском, английском и шведском, но и на северосаамском языке.
Северосаамский в ходу главным образом в районе Инари, между Рованиеми и Киркенесом.
В сегодняшнем выступлении Бернер не отрицала, что для коренного народа саамов из этого районе проект будет иметь последствия.
«Маршрут через Киркенес будет иметь последствия для условий жизни, экономики, хозяйства и культуры саамов. В исследованиях даётся описание последствий для оленеводства и саамского народа, но их масштабы на данном этапе пока не оцениваются. Этим займутся на следующих этапах», – сказала она.
Совместная финско-норвежская рабочая группа рассмотрела несколько возможных маршрутов. Но предпочтение специалисты отдают варианту Рованиеми-Киркенес.
«Все альтернативы технически оправданы. Однако есть большие различия в области финансов и экологического воздействия», – сказал директор финского агентства транспорта Матти Левомяки.
Необходимы дополнительные исследования
Доклад стал значимой вехой для сторонников проекта. Ещё в 2007 году тогдашний директор Киркенесского порта Оддгейт Даниэльсен заявил, что линия Рованиеми-Киркенес откроет перед Европой уникальную возможность сообщения с Северным Ледовитым океаном. Норвежско-финский железнодорожный проект имел бы большое значение для не входящей в ЕС Норвегии и помог бы приблизить регион к европейским партнёрам, сказал он в разговоре с Barents Observer’ом.
За право стать конечной станцией проектируемой железной дороги боролось несколько норвежских городов. Решение принесло ликование Киркенесу и разочарование Тромсё и Нарвику.
Но до того, как пассажиры смогут занять места в экспрессе Рованиеми-Киркенес, а грузы пойдут поездами планируемой километровой длины, предстоит пройти ещё долгий путь.
Правительство Финляндии сообщает о намерении создать новую совместную рабочую группу, которая должна определить дальнейшие этапы и графики.
Ей предстоит проработать важнейшие вопросы, касающиеся избранного маршрута, в том числе вопросы экологии, получения разрешений, затрат, финансовой структуры и модели, отмечает Анне Бернер.
Рабочая группа должна представить результаты работы до 31 декабря 2018 года.
«Мы готовы внести свою лепту в этот процесс», – подчеркнул в заявлении норвежский министр транспорта.